Конспект речевой непосредственной-образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группе №10 Тема: "В лес за приключениями

Зиганшина Елена Владимировна, воспитатель 1 категории

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 48»

Еврейская Автономная область г. Биробиджан


Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие».

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.

Форма проведения: Игра.

Цель: Закрепить знания детей о лесе, диких животных.

Программные задачи:

Образовательные: Уточнить знания детей о лесе, о правилах поведения в лесу, представления о диких животных и их детенышах. Расширять представления детей об охране природы. Закреплять умение ориентироваться и передвигаться в соответствии собозначениями на карте. Обогащать словарный запас детей. Совершенствовать грамматический строй речи: умение образовывать притяжательные прилагательные, употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами «онок», «енок». Закрепить произношение звука «ш» с разной силой голоса. Упражнять в умении называть дикое животное с заданным звуком в начале слова. Упражнять в составлении короткого рассказа о диких животных с опорой на схему.

Развивающие: Развивать речевую активность, связную речь, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление,  общую моторику, формировать навыки сотрудничества, самостоятельности. Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Воспитательные: Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к миру природы, желание оказывать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Предварительная работа: Беседа на темы: «Животные и их детеныши», «Деревья», «Правила поведения в лесу», чтение рассказов о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Животный и растительный мир».

Ожидаемые результаты: Проявляют интерес к общению, умеют ориентироваться и передвигаться в соответствии собозначениями на карте, грамматически верно образовывают притяжательные прилагательные, употребляют существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами «онок», «енок», описывают по внешнему описанию, качествам, по поведению животного, грамматически верно произносят звук «ш», регулируют голос тихо, громко.

Материал и оборудование: ИКТ, коллаж «Путаница в лесу», сундучок, карта, макеты деревьев, листья деревьев, шишки, макет болота, имитируемый костер, карточки-знаки, д/и «Чей это хвост?», старичок - лесовичок, схема, запись звуков животных, осенний букет.

Содержание организационной деятельности детей:

Восп-ль: Ребята, я хочу пригласить вас в лес на прогулку. Давайте закроем глаза и посчитаем до трех: «Раз, два, три – в лес попади!».

(слайд 1)

Восп-ль: Вот мы и в лесу! Ребята, нас кажется кто-то встречает. Это же лесная Фея!

(слайд 2)

Восп-ль: Ребята, она встревожена и хочет нас о чем-то попросить.

(Фея говорит на лесном языке)

Восп-ль:Ребята, вы поняли, что она сказала?

Дети: Нет.

Восп-ль:И я тоже, но она с собой принесла картинку-подсказку.

Приложение 1.

(на доске коллаж «Путаница в лесу».Дети рассматривают.)

Восп-ль:Ребята, что же хочет сказать нам Фея, что же произошло в лесу?

Разве могут шишки расти на березе?  (рассуждение детей)

Восп-ль: А вы знаете кто это все сделал?

(слайд 3)

Восп-ль: Ребята, это злой гном, который натворил весь этот беспорядок. А мы с вами вернем все на свои места. Вы согласны?

Дети: Да.

Восп-ль:  Ребята, куда же нам идти? Смотрите, ребята, вот его следы!

(слайд 4)

Восп-ль: Куда они нас приведут? (идем по следам к дереву,  а там сундучок).

А следы то закончились. Смотрите, ребята, сундучок! Сейчас мы его откроем и посмотрим, что в нем. (открываем, берем карту)

Восп-ль: Ребята, это же карта гнома! На карте указан маршрут, куда нам идти. (рассматриваем карту)

Восп-ль: Так, мы с вами находимся у дерева и стрелочка нам показывает, что нам надо двигаться к березе.

(дети подошли к березе, встали в круг возле листьев и шишек)

Восп-ль: Ребята, кажется здесь был ветер. Посмотрите, он принес сюда разные листочки и даже шишки и разбросал их. Ребята, давайте соберем листья и изобразим, как шумит ветер. Руки поднимаем вверх – ветер шумит громко, а руки опускаем вниз – тихо.

(Проводится звуковая гимнастика со звуком «ш»)

А теперь послушайте, как подул порывистый ветер, а вы потом вместе со мной повторите. Молодцы, ребята!

Восп-ль: Ребята, посмотрите, одинаковые ли у вас листья? А давайте назовем у кого, какие листья, с какого дерева. Например: У меня лист с дерева -  тополь. Значит лист какой? Тополиный.

Д/И «Какой лист?»

-Лист с дерева – береза (березовый)

-Лист с дерева – осины (осиновый)

-Лист с дерева – клена (кленовый)

-Лист с дерева –рябины (рябиновый)

-Лист с дерева – дуба (дубовый)

-Лист с дерева – орех (ореховый)

Восп-ль: Молодцы, ребята! Давайте сложим листики под березу. Ребята, а давайте мы и шишки сложим в корзиночку и возьмем их с собой.

А теперь давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать:

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем,

Восп-ль: Молодцы, ребята! Ну а нам надо двигаться дальше. Смотрим на карту. Так, стрелочка показывает, что нам надо идти к болоту.

(у болота имитация костра)

Восп-ль:Ой ребята, злой гном разжег костер и не потушил его до конца. А можно ли оставлять не затушенный костер в лесу?

Дети: Нет.

Восп-ль: Ребята, скажите а вы знаете правила поведения в лесу?

Дети: Да.

Восп-ль: Сейчас мы проверим. Перед вами лежат карточки-знаки. Вам надо взять одну карточку, внимательно рассмотреть ее и найти свою пару. Затем каждый расскажет, что означает твой знак.

Игра в парах «Можно- нельзя»

Приложение 2.

Дети:

-У меня знак запрещающий- нельзя рвать цветы, потому что ими питаются насекомые.

- У меня знак разрешающий – цветами надо любоваться и вдыхать их аромат.

- Нельзя разводить костер на траве и оставлять его не затушенным, потому что может случиться пожар.

- Костер можно разводить на песке, это безопасно.

- Нельзя вытаптывать грибы, они могут исчезнуть

- Надо аккуратно срезать грибы ножом, чтобы на этом месте выросли другие грибы. И т.д.

Восп-ль: Какие вы молодцы! А теперь я вам предлагаю оценить друг друга. Как вы справились с заданием. Но нам надо идти дальше. Что же нам показывает карта? А карта показывает, что мы подходим к поляне.

Ой, ребята, посмотрите, что натворил злой гном. Что же здесь не так?

(высказывания детей)

Восп-ль: Однажды утром лесные звери проснулись и увидели, что у всех хвосты перепутаны. Расстроились звери. Давайте зверям поможем найти свои хвосты.

Д/И «Чей это хвост?»

Приложение 3.

- У зайца хвост лисы – он лисий, а нужен заячий

- У волка хвост зайца – он заячий, а нужен волчий

- У медведя хвост белки – он беличий, а нужен медвежий

- У белки хвост медведя – он медвежий, а нужен беличий

- У лисы хвост волка – он волчий, а нужен лисий.

Восп-ль: Теперь все звери нашли свои хвосты. Молодцы ребята!

Ребята, скажите, а на кого похожа шишка?

Дети: На ежа.

Восп-ль: Сейчас мы сними поиграем.

Физминутка: (с шишкой)

Жил был маленький ежик, (шишка катается между ладонями)

Колючий, четверо ножек.

По тропинке он бежал (шишку катаем ладонью по правой руке)

И грибочки еж искал. (шишку катаем по левой руке)

Он под елкой пробежал, ( в левой руке шишка, а правой рукой пальчиками

 Под березкой поискал,      прижимаем шишку )

Он пенечек обошел (тоже самое в правой руке)

И огромный гриб нашел. (шишка держится рукой, а другой ладонь  

                                              прикладывается сверху)  

Еж на спину гриб взвалил, (дети катают шишку ладонями друг другу

На иголки насадил.по спине)

Он довольный засопел. (шишка между ладонями, посопеть в нее)

Вправо – влево поглядел. (шишка между ладонями, повороты в стороны)

Он домой заторопился (шишкой между ладонями быстро покатать)

И в лесу дремучем скрылся. (спрятать шишку в ладошках)

 

Восп-ль: Продолжаем наше путешествие. Движемся к старичку - лесовичку.

(дети присаживаются на стульчики)

Восп-ль: Посмотрите, злой гном заколдовал двух животных. Одно животное начинается со звука «м», а другое со звука «з». Какие это животные?

Дети: Медведь и заяц.

Восп-ль:  Посмотрите , у медведя что не так? А у зайца?

(слайд 5)

Дети: У медведя шерсть стала рыжая, и хвост лисий, А заяц спит в берлоге.

Восп-ль: Может такое быть?

Дети: Нет.

Работа со схемой(слайд 6)

Приложение 4.

Восп-ль: Посмотрите дети, злой гном перепутал  мам и их детенышей. А мамы стали звать своих малышей. Давайте послушаем их голоса и отгадаем, каких детенышей они зовут.

Игра «Отгадай животного и его детеныша»

(показ слайдов)

Восп-ль:Молодцы ребята! По моему мы со всеми заданиями справились хорошо. Ребята, посмотрите, опять появилась Фея. (слайд19) Она благодарит нас за то. что мы навели в ее лесу  порядок. И дарит нам красивый осенний букет, которым мы украсим нашу группу и еловые шишки. А нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и посчитайте до трех: «Раз, два, три – в детский сад попади!»

В итоге воспитатель предлагает детям оценить себя с помощью смайликов, по критериям: красный – не справился с заданиями, желтый – затруднялся при выполнении заданий, зеленый – справился с заданиями. Дети выбирают смайлики и поясняют свой выбор.