Проект "Веселый светофор"для старшей группы детского сада

Шмелева Анастасия Васильевна, воспитатель

МДОУ №61

поселок Кратово


1. Краткая аннотация проекта

В данном проекте представлено знакомство старших дошкольников с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности: игры, прогулки, беседы. Дети подробно знакомятся с ПДД, рассматривают различные проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека.

 

2. Обоснование необходимости проекта

Каждый день, совершая маршрут от дома до детского сада и обратно, дети наблюдают различные ситуации дорожно-транспортной обстановки. Шагая с мамой за руку или рядом, дети уверены в своей безопасности. Но чем ближе к завершению дошкольного детства, тем больше дети обеспокоены тем, что путь до школы они будут осуществлять самостоятельно.

Выпускники детского сада, уходя в первый класс,  попадают в среду, где они сталкиваются с непривычными для них ситуациями: проезд до школы на транспорте, переход проезжей части. Для детей становится важным соблюдение правил безопасного поведения на дороге, так как в данной ситуации они сами должны контролировать своё поведение и  поступки. Поэтому для того, чтобы жизнь выпускников была безопасной, их родители были уверены в том, что их чадо осознаёт своё поведение.

Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице, нами изучена специальная методическая литература. Работа по данной проблеме велась не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей. По результатам предварительной работы было решено создать творческий проект «Наш друг светофор», который поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения.

Проект являлся долгосрочным (3 месяца) и был предназначен для детей старшей возрастной группы.

 

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта:формирование у детей старшего дошкольного возраста  знаний и навыков  безопасного поведения  на дороге.

Задачи проекта:

Образовательные:

- расширить знания детей о Правилах дорожного движения;

- сформировать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

- сформировать привычку правильно вести себя на дороге;

- активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте;

- сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Развивающие:

- развить у детей любознательность и познавательную мотивацию в вопросах безопасности.

Воспитательные:

- воспитывать грамотных пешеходов.

 

4. Основное содержание проекта

1. Подготовительный этап

- Подготовка материала и оборудования.

- Анкетирование родителей.

- Выбор и обоснование путей реализации проекта.

- Организация предметно-развивающей среды

 

Дата

Содержание работы

Цель

Участники проекта

1 неделя сентября

Подготовка материала и оборудования

Создание условий для реализации проекта

Воспитатели

Анкетирование родителей (Приложение 1)

Воспитатели, родители

Выбор и обоснование путей реализации проекта

Воспитатели

Организация предметно-развивающей среды

Воспитатели

 

2. Основной этап.

- Организация и проведение НОД по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию.

- Проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

- Организация беседы в режимных моментах.

- Чтение художественной литературы.

- Организация целевой прогулки.

Дата

Содержание работы

Цель

Участники проекта

Сентябрь - ноябрь

НОД:

- познавательное развитие (ФЦКМ) «Дорожные знаки» (Приложение 2)

 

 

 

 

- речевое развитие (ознакомление с художественной литературой) «Чтение Н.Носова «Автомобиль»

 

 

- развитие речи «Беседа «Улица города».

 

 

 

 

- художественно-эстетическое развитие «Остановка автобуса»; «Улица города», «Светофор» (Приложение 3)

Формировать представление о правилах дорожного движения, знакомить с назначением дорожных знаков.

Формирование представления о правилах безопасного поведения на дороге при помощи худ.слова.

Формирование диалогической речи детей, уточнение и закрепление знаний воспитанников ПДД.

Развитие творческих

способностей, умение передавать в рисунке впечатления, полученные при чтении книг, экскурсий

Воспитатели, дети

Настольная игра «Перекрёсток»;

Дидактическая игра «Составь знак», «Подбери знак»;

Подвижная игра «Цветные автомобили»;

Сюжетно-ролевая игра  «Автобус», ситуация «Поездка в музей», «Мы с мамой идём в детский сад»

Закрепление представление о назначении дорожных знаков, правил дорожного движения, норм и правил пешехода

Воспитатели, дети

Беседа в режимных моментах:

«Кто придумал светофор»;

 

 

 

 

«Дорожные знаки»;

 

 

 

«Правила поведения пешехода»,

 

 

 

 

 

«Я пассажир»

Познакомить с историей появления светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком.

Расширять представления о функциях дорожных знаков.

Уточнять и закреплять знание правил пешехода, безопасного поведения пешехода на проезжей части.

Закрепление представлений о правилах поведения в транспорте

Воспитатели, дети

Чтение художественной литературы

Е.Житков «Светофор»,

С.Маршак «Милиционер», А. Северный «Светофор», С. Михалков «Моя улица»

Обогащение и закрепление представлений навыков безопасного поведения на дороге при помощи художественного слова

Воспитатели, дети

Целевая прогулка.

К перекрёстку, по улицам микрорайона,

к остановке автобуса

Наблюдение за ситуацией на проезжей части. Формирования умения осмысливать ситуацию, делать выводы. Систематизировать и уточнять знания о безопасном переходе проезжей части при помощи пешеходных переходов

Воспитатели, дети, родители

 

3. Заключительный этап.

- Развлекательное мероприятие с участием родителей

Дата

Содержание работы

Цель

Участники проекта

4 неделя ноября

Развлекательное мероприятие «Путешествие в город»

Закрепление полученных представлений и навыков, применение знаний ПДД в конкретных ситуациях

Воспитатели,дети, родители

 

5. Заключение

Реализация проекта «Веселый светофор» для детей оказалась познавательной, интересной, увлекательной, так как основная часть проекта осуществлялась в игровой деятельности. У воспитанников повысился интерес к организации дорожного движения, углубились представления норм безопасного поведения на дороге в качестве пешехода и в общественном транспорте в качестве пассажира; обогатились знания о значении дорожных знаков. У детей появилась уверенность в правильном восприятии дорожной ситуации и своём поведении в ней.

Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на  дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.

Объединённые усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни планомерно и активно распространяли знания о правилах дорожного движения среди родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Анкета для родителей по правилам дорожного движения

1. Считаете ли Вы, что ребенка дошкольного возраста нужно обучать правилам дорожного движения?

а) да ___

б) нет ___

в) не задумывался об этом ___

2. Знаете ли Вы, какие правила дорожного движения должен знать ребенок?

а) да ___

б) нет___

в) не задумывался об этом ___

3. Как бы Вы оценили свои знания о правилах дорожного движения?

а) отлично ___

б) хорошо ___

в) не считаю эти знания важными ___

4. Как бы Вы оценили знания вашего ребенка о правилах дорожного движения?

а) отлично ___

б) хорошо ___

в) нужны дополнительные занятия ___

5. Обращаете ли Вы внимание ребенка на дорожные знаки при передвижении по улице?

а) всегда ___

б) редко ___

в) никогда не обращаю внимание ___

6. Читаете ли Вы ребенку книги, в которых говорится о правилах дорожного движения?

а) постоянно ___

б) иногда ___

г) таких книг нет в домашней библиотеке ___

7. Есть ли у ребенка дома игры, обучающие правилам дорожного движения?

а) да ___

б) нет ___

8. Нужна ли Вам консультация воспитателя по вопросам обучения детей правилам дорожного движения?

а) да ___

б) нет ___

9. Считаете ли Вы, что в детском саду нужно изучать правила дорожного движения?

а) да ___

б) нет ___

в) затрудняюсь ответить___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

НОД по познавательному развитию

на тему: «Дорожные знаки»

Цель: Формировать представление о правилах дорожного движения, знакомить с назначением дорожных знаков.

Задачи:

Образовательные: дать детям первоначальные знания о дорожных знаках. Научить их различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.

Воспитательные: воспитывать желание научить правилам поведения на улице младших детей, своих друзей.

Оборудование и материалы: 4 таблицы с различными группами дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, указательные, предписывающие. Конверты (по количеству детей), в которых находятся разрезные знаки. Знак «Остановка общественного транспорта». Не до конца нарисованные знаки «Осторожно, дети!», «Велосипедисты» на каждого ребёнка. Маленькие дорожные знаки по количеству детей.

Предварительная работа: экскурсия по улицам города, рассматривание дорожных знаков.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад почтальон принёс письмо от жеребёнка Фильки. Послушайте, что он пишет вам:

«Привет, дружок! Давай знакомиться! Я – жеребёнок Филька. Правда, так меня называют только близкие друзья, а когда я вырасту, то имя чуть-чуть измениться и будет звучать гордо – Фиат. Люди говорят, что это марка автомашины. У меня весёлый характер, я обожаю всякие игры, а ещё больше люблю узнавать что – то новое. Живу я в сказочной стране Магиcтралии, где есть большие зелёные лужайки и карусели, также автотрассы, до которых, правда, путь неблизкий. Играть у нас очень интересно. Но ещё интереснее попасть на улицу, где ездят машины, ходят пешеходы. Я,конечно, любопытен, но опасаюсь за свои копыта и хвост, поскольку пока ещё не знаю дорожной азбуки. На мой взгляд, транспорта на улицах слишком много, и перейти через дорогу самостоятельно я не смогу. Когда-то мама мне рассказывала, что есть дорожные знаки и светофор, которые помогают участникам дорожного движения, но как именно – я не знаю. Дорожные знаки, похоже, висят на улицах не просто так. Они все такие красивые и разные, так хочется узнать их назначение, только вот кто бы мне в этом помог?».

Воспитатель: Давайте вместе поможем жеребёнку Фильке узнать назначение дорожных знаков. Будем вместе с вами разбираться, какие знаки нужны пешеходам, а какие – водителям. Мы постараемся научиться понимать язык улицы – язык знаков. А вы запоминайте, затем свои знания передайте своим друзьям, научите малышей и напишете ответ Фильке. Куда бы вы ни шли, всюду на улицах вас встречают дорожные знаки. Они разного цвета и разной формы. Это сделано не случайно. Некоторые знаки вам уже хорошо знакомы. С некоторыми познакомимся сегодня. Как вы думаете, зачем нужно знать знаки? (ответы детей).

Дорожные знаки нужны для того, чтобы улица могла «разговаривать» со всеми водителями и пешеходами. У улиц всех стран мира один общий язык. Во всём мире понимают, что означает тот или иной дорожный знак. В России дорожные знаки появились почти 100 лет назад, когда в стране уже имелись автомобили. Знаков было всего четыре. С тех пор они видоизменились, но сохранились до наших дней. Дорожные знаки – это простые треугольники, круги и прямоугольники разных цветов: красные, голубые, жёлтые. Все дорожные знаки делятся на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные. Есть также знаки сервиса.

Использование компьютерной технологии. Презентация «Дорожные знаки».

Воспитатель:

Указательные знаки. Они сообщают участникам движения о местах пешеходных переходов, об остановках общественного транспорта, о местах стоянки транспорта и т.д. Эти знаки синего цвета, квадратные или прямоугольные.

Вот хорошо знакомые вам знак «Пешеходный переход».

Этот знак устанавливается на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах. Пешеходные переходы помимо знаков обозначены ещё и дорожной разметкой. Но под снегом, слякотью и грязью разметка не видна, а знак виден всегда, даже в темноте, так как все знаки покрыты специальной краской, светящейся от снега фонарей или фар автомобиля.

Вот знаки, обозначающие «Подземный пешеходный переход» и «надземный пешеходный переход».

Пешеход должен переходить дорогу только по этим переходам. Обратите внимание на то, что на всех знаках перехода нарисованы пешеходы, идущие в разные стороны – налево и направо. Они указывают направление, в котором следует идти по переходу. Нарисованный автобус или трамвай внутри синего прямоугольника на что указывает?

Дети: Остановка автобуса или трамвая.

Воспитатель: А этот знак «Место стоянки автомобилей». Разрешается стоянку автомобилей.

Предупреждающие знаки – это треугольники с красной каемкой, окрашенные в жёлтый цвет. Как вы думаете, почему они называются предупреждающими?

Дети: Потому что они предупреждают о чём-то.

Воспитатель: Первый знак, с которым я хочу вас познакомить, - это знак «Пешеходный переход».

Но предназначен он только для водителей и предупреждает о том, что впереди будет пешеходный переход, обозначенный знакомым вам указательным знаком «Пешеходный переход».

Знак «Дорожные работы». Предупреждает о том, что впереди ведутся работы на проезжей части, обочинах, тротуарах.

Знак «Дети» устанавливаются у школ и детских парков. Водители и пешеходы здесь должны быть особенно осторожны.

Запрещающие знаки. Они вводят разные запреты и ограничения, имеют круглую форму с красной каймой или с красным фоном. Эти знаки говорят водителям, что запрещено движение вообще или движение какого-то автотранспорта.

Всем пешеходам нужно запомнить знак «Движение пешеходов запрещено». Этот единственный из запрещающих знаков, который относится только к пешеходам. Пешеход, изображённый на этом знаке, перечёркнут красной чертой.

Предписывающие знаки. Они имеют круглую форму и голубой фон, сами символы – белого цвета. Знаки этой группы указывают места движения только одного какого-то вида транспорта, разрешают движения только в одном направлении.

Знаки сервиса. Они указывают участникам движения добрую услугу – указывают места расположения таких нужных объектов, как «Пункт питания», «Больница», «Телефон», «Гостиница», «Автозаправочная станция». А хотите ли вы поиграть?

Физкультминутка «Остановка общественного транспорта».

Обозначить дорогу цветными лентами или мелками. Выбрать 2-3 детей водителями автобуса. Они надевают на себя обруч. Остальные дети находятся возле знака «Остановка общественного транспорта, ожидая автобуса. «Водители» «подъезжают» к остановке. К обручу цепляется –«пассажир», и вместе они бегут до обозначенного места, где «пассажир» отцепляется. «Водители» перевозят всех участников. По окончании игры все садятся на свои места.

Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите в них ошибки. Дорисуйте правильный знак на таблице, которые, лежат у вас на столе.

Я хочу спросить про знак. Нарисован знак вот так: В треугольнике ребята. Со всех ног бегут куда-то. Мой приятель говорит: «Детям путь сюда закрыт!» Шли из школы мы домой, Видим знак у мостовой: Синий круг, велосипед, Ничего другого нет. Поразмыслил друг немножко. И сказал: Ответ один - Знак гласит: ведёт дорожка прямо в веломагазин».

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Пять различных человечков Вам встречаются в пути. А какой из них позволит Вам дорогу перейти Человечки разные, Синие да красные, Треугольник, круг, квадрат, Вот они, все пять подряд. Выберите среди знаков нужные: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Подземный переход», «Дорожные работы», «Движение пешеходов запрещено».

(Дети выполняют задание).

А сейчас вам нужно оставить дорожные знаки. У вас на столах конверты, в которых находятся части знаков. (Дети открывают конверты и складывают свои знаки, воспитатель задаёт им вопросы о собранных знаках).

Воспитатель: Как называется знак? Какое он имеет значение? Какие дорожные знаки встречаются вам по дороге в детский сад?

(Ответы детей)

Что ж, отлично отвечали.

И заданья выполняли.

- Чем мы сегодня занимались? Что вы нового узнали? Сегодня мы разобрались и научились понимать язык улицы, язык знаков. Я надеюсь, что вы будете все Правила дорожного движения выполнять неукоснительно. Не забудьте познакомить со знаками своих друзей, малышей. И в свободное время мы нарисуем с вами знакомые знаки, вы расскажете мне их назначение, я запишу, и отправим это письмо жеребёнку Фильке. А вы знаете:

Знаки важные дорожные – компас взрослых и ребят. Дети! Будьте осторожны! Знайте, что нельзя, что можно! Выполняйте непреложно всё, что знаки говорят!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование)

на тему: «Светофор»

Цель: Развитие творческих способностей, умение передавать в рисунке впечатления, полученные при чтении книг, экскурсий.

Задачи:

Образовательные: учить рисовать светофор, передавать в рисунке строение, форму и взаимное расположение частей объекта.

Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную память; умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Воспитательные: воспитывать в дошкольниках дисциплинированных пешеходов.

Материал: альбомный лист, гуашь, салфетки, кисти, стаканчик с водой; макет светофора, картинки с изображением светофора.

Ход занятия:

Начинаем разговор

Мы про важный светофор!

На дороге он стоит

За движением следит.

Если красный свет горит,

Светофор нам говорит:

-Стой на месте, не иди!

Ты немного подожди.

Ярко-желтый свет горит,

-Приготовься, - говорит.

Светофор предупреждает,

Что он свет переключает.

Он зеленый свет включил,

Путь вперед нам разрешил.

Все машины дружно ждут,

Дети с мамами идут.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?

Дети: Светофор.

Воспитатель: Посмотрите, у светофора сигналы разного цвета. Какого цвета сигналы у светофора?

Дети: Красный, желтый, зеленый.

Воспитатель: Светофор устанавливает порядок на дорогах, управляет движением. Посмотрите у него всего три сигнала, но они очень важны. Три глаза – три приказа! Зажигаются огоньки по очереди.

– А вы знаете, что означает каждый цвет светофора?

Дети: Да.

Воспитатель: На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

Дети: Дорогу можно переходить на зеленый цвет.

Воспитатель: А на красный цвет можно идти?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему нельзя идти на красный цвет?

Дети: Машина задавит.

Воспитатель: Что означает желтый цвет светофора.

Дети: Жди, приготовься.

Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такие светофоры (воспитатель показывает макет светофора без огоньков). Как вы думаете, чего не хватает?

Дети: Цветных кружков.

Проводится игра «Игра «Будь внимательным!»

Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы были все внимательные и правильно выполняли приказы светофора.

Физкультминутка

В руки руль скорей берите,

Да моторчик заводите,

Накачаем дружно шины,

Едет весело машина.

Стой, машина, стой, мотор!

Перед нами светофор.

Загорелся красный свет,

Значит, нам проезда нет.

Зеленый свет для нас горит –

Это значит, путь открыт.

Рисование огоньков светофора.

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы нарисуем светофоры. Развесим их по всем улицам, чтобы животные и люди переходили дорогу в безопасное время.

Воспитатель: Ну, а теперь ребятки мы можем вместе с вами изобразить светофор у нас на листиках. Какой цвет нужно нарисовать первым?

Дети: Красный!

Воспитатель: Второй?

Дети: Желтый!

Воспитатель: Третий?

Дети: Зеленый!

По окончании, работы выставить на доску.

 

Посмотрите, сколько светофоров мы нарисовали. Теперь мы можем их повесить на любое место. А люди будут переходить дорогу только на нужный свет.