Проект "В гостях у сказки"

Шмелева Анастасия Васильевна, воспитатель

МДОУ №61

поселок Кратово


1. Краткая аннотация проекта

Проект направлен на установление взаимодействия детей, родителей и педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя. В ходе реализации проекта у детей посредством творческой и познавательной деятельности (бесед, викторин, чтения художественной литературы, заучивания стихотворений, просмотра мультфильмов и т.д.) сформировался интерес и любовь к книге.

 

2. Обоснование необходимости проекта

Дошкольное детство – очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, помогающий ему познать окружающий мир и себя в нем, сформировать нравственные чувства и оценки, развить восприятие художественного слова. 

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.                                                                                               

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Детская сказка – это первая и немаловажная ступень ребенка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребенку. Слушая сказку, ребенок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать дошкольнику первые  и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказки детям дают простор для воображения. Ребенок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

Сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребенок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознагражден, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребенка. В детской сказке он найдет все самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы. Наш проект посвящен сказкам. В нем мы приглашаем детей отправиться в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд.

В тоже время, согласно психолого-педагогическим  исследованиям, у современных дошкольников отмечается значительное снижение интереса к детской книге. Во многом это связано с компьютеризацией современного общества, излишним интересом детей к гаджетам и телевизору.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с художественной литературой, и с другой – низкая заинтересованность детей книгами, привели к выбору темы проекта «В гостях у сказки»

 Данный проект является среднесрочным и рассчитан на два месяца. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста. 

  Наравне с детьми, участниками проекта являются и их родители, которые получили возможность проявить свои творческие возможности и лучше узнать своих детей.

 

 

 

 

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта: способствовать формированию у детей интереса и любви к книге через творческую и познавательную деятельность.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать представление о роли книги в жизни человека;

- познакомить с различными жанрами книг;

- дать знания о роли библиотек;

- обогатить детско-родительские отношения в совместной деятельности.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать диалогическую форму речи;

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

 

4. Основное содержание проекта

1. Подготовительный этап.

- выявление проблемы, постановка цели и задач, определение направлений работы;

- предварительная работа с детьми и родителями;

- обработка полученной информации;

- изучение методической литературы, разработка плана работы;

- подбор оборудования, наглядного, игрового материала, материала для творчества.

Дата

Содержание работы

Участники проекта

Ответственный

1 неделя марта

Выявление проблемы, постановка цели и задач, определение направлений работы

Воспитатели

Воспитатели

1 неделя марта

Предварительная работа с детьми и родителями:

- Интервьюирование детей на тему: «Моя любимая книга»;

- Анкетирование родителей на тему: Какие книжки читают дома?»

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели

1 неделя марта

Обработка полученной информации

Воспитатели

Воспитатели

1 неделя марта

Изучение методической литературы, разработка плана работы

Воспитатели

Воспитатели, заместитель по воспитательно-образовательной работе

1 неделя марта

Подбор оборудования, наглядного, игрового материала, материала для творчества: иллюстративного материала по теме «Детские писатели»; загадок, пословиц о книге; книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы (Приложение 1)

Воспитатели,

Воспитатели, заместитель по воспитательно-образовательной работе

 

Информационное обеспечение проекта: мультимедийная система (ноутбук, проектор, экран), принтер, сканер.

Методическое обеспечение проекта:

- Демонстрационные альбомы «Русские народные сказки», «Детские писатели»

- Иллюстрации по теме;

- Детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы;

- Аудио и видеофайлы по теме;

- Анкета для родителей «Какие книжки читают дома?»;

- Материалы бесед с детьми «Как появилась книга», «Лучший подарок для друга», «Для чего нужны библиотеки», «Как беречь книги»;

- Портреты детских писателей;

- Консультаций для родителей «Как воспитать у ребенка любовь к книге», «Как часто нужно читать детям»;

- Ориентировочные планы занятий «Любимый сказочный герой», «Закладка», «Мои любимые сказочные герои», «Книжная полка», «Построим библиотеку».

Список источников:

1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2012.

2. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Под ред. В.И. Логиновой. – М., 2017.

3. Кондратьева С.Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. - №12.

4. Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. – М., 2012.

2. Основной этап.

- поиск ответов на поставленные вопросы через практическую деятельность детей;

- реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.

Дата

Содержание работы

Участники проекта

Ответственный

Март-апрель

Проведение бесед с детьми «Как появилась книга», «Лучший подарок для друга», «Для чего нужны библиотеки», «Как беречь книги»

Воспитатели, дети

Воспитатели

Март

Рассматривание портретов детских писателей: А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, Н. Некрасова, В. Бианки, С. Есенина, К. Чуковского (Приложение 2)

Воспитатели, дети

Воспитатели

2 неделя марта

Проведение викторины «Угадай сказку» (Приложение 3)

Воспитатели, дети

Воспитатели

2 неделя марта

Организация трудовой деятельности в центре книги «Книжкина больница»

Воспитатели, дети

Воспитатели

Март

Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, басни, авторские сказки

Воспитатели, дети

Воспитатели

2 неделя марта

 

 

Проведение консультаций для родителей «Как воспитать у ребенка любовь к книге»,

«Как часто нужно читать детям»

Воспитатели, родители

Воспитатели

2 неделя марта

Организация бесед с родителями и детьми о своих любимых книгах, о наличии книг в домашней библиотеке

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели

Март-апрель

Знакомство с пословицами по теме.

Чтение художественной литературы:

 - «Как печатали книгу?»;

- «Эта книжечка моя про моря и про маяк»;

- «Что такое хорошо и что такое плохо»;

 - Русские народные сказки, потешки.

- Заучивание стихотворений

Воспитатели, дети

Воспитатели

4 неделя марта

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы. Азбука малыша» (Приложение 4)

Воспитатели, дети

Воспитатели

Март-апрель

Проведение дидактических игр «Собери сказку», «Доскажи словечко», «Расскажи свою любимую сказку», «Из какой сказки герой?», «Мои любимые сказки».

Сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин» (Приложение 5)

Подвижных игр «Путаница», «Найди и промолчи», «Мы веселые ребята» (Приложение 6)

Воспитатели, дети

Воспитатели

1 неделя апреля

Организация выставки книг «Моя любимая книга», «Мои любимые сказки»

Воспитатели, дети

Воспитатели

1 неделя апреля

Выставка рисунков «Обложка для любимой сказки» (Приложение 7)

Воспитатели, дети

Воспитатели

 

 

 

3 неделя марта

4 неделя марта

2 неделя апреля

1 и 3 недели апреля

Проведение занятий:

Продуктивная деятельность с детьми и родителями:

- Лепка «Любимый сказочный герой» (Приложение 8);

 - Аппликация «Закладка» (Приложение 9);

- Рисование «Мой любимый сказочный герой» (Приложение 10);

- Конструирование «Книжная полка», «Построим библиотеку»

Воспитатели, дети

Воспитатели

 

3. Заключительный этап.

- обобщение результатов работы;

- представление детьми своих результатов, полученных в ходе проекта.

4 неделя апреля

Изготовление книжки-малышки для детей младшей группы (Приложение 11)

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели, родители

 

5. Заключение

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

 

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития детей. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых в работе с детьми, позволили варьировать задания, обогатить содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволило адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогла детям самосовершенствоваться, саморазвиться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей сформировалось представление о роли книги и библиотеки в жизни человека, они познакомились с различными жанрами книг. Проект способствовал обогащению детско-родительских отношений в совместной деятельности.

Использование сказки способствовало развитию наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, умения устанавливать причинно-следственные связи; развитию диалогической формы речи. А также воспитанию любви и бережного отношения к книге.

Особая роль в педагогической работе отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснению им большой значимости семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

 

Проведенный проект подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.