Использование развивающей предметно-пространственной среды для формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников

Стольникова Агрипина Марковна, воспитатель

МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка"

Волгоградская область, г.Калач-на-Дону


- Вопрос организации развивающей предметно – пространственной среды группы детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Опираясь на свой педагогический опыт, могу с уверенностью сказать, что для решения проблемы по формированию элементарных математических представлений младших дошкольников предметно развивающая среда в группе является эффективным средством, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Именно через оформление групповой комнаты, можно донести до детей полезную информацию, способствующую формированию элементарных математических представлений.

Преимущество такого решения заключается в том, что такая форма работы не занимает много времени, информация всегда доступна для детей и позволяет знакомить их с материалами по математике в простой и доступной форме.

Создавая предметно – пространственную среду группы, я старалась решать следующие задачи:

- Формировать качества личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой: целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность.

- Развивать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

- Воспитывать у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

 

Также предметно-пространственная среда  группы

, центра математического развития должна давать возможность организовывать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого. Внимание детей всегда привлекают универсальные самодельные пособия и материалы.

 

В настоящее время в практике работы по формированию элементарных математических представлений широко использую такую форму как дидактическая игра, которая стимулирует общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер, задания даются в игровой форме. Ребенок играя, осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами.

Итак, в нашем центре математического развития 2 младшей группы созданы условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Для этого имеются такие игры, как: «Найди пару»; «Изучаем форму»; «Детское лото»; «Подбери по цвету»; «Больше меньше»; «Блоки Дьенеша», «Веселые прищепки», «Залатай коврик» «Веселый паровоз», «Детское домино» , «Логический куб»и много других полезных материалов.

Для закрепления навыка составлять, сравнивать и уравнивать две группы предметов имеется разнообразный раздаточный материал для индивидуальной работы  (( «Полоски различные по длине и цвету»; «Полоски для сравнения»,  набора цифр, картинок, геометрических фигур и тд.))

Также в нашей группе имеется строительный материал, который мы тоже используем для  развития математических способностей малышей, а именно, группируем однородные предметы по одному или нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

В моей группе есть объёмные мягкие кубики «Считай -ка», с которыми ребята играют с удовольствием.  Из них можно построить высоченную башню, можно посидеть и конечно же посчитать. Можно побегать между ними и многое другое. Также  у нас имеется мягкая мебель, которую ребята могут передвигать в разные места. Они уже знают из скольки  предметов по счету она состоит. На этом комплекте мы закрепляем навык- части целого, счет и цвет.

 Работа по формированию элементарных математических представлений в нашей группе продолжается в течение всего времени пребывания малышей в детском саду.

В заключении хочется сказать, что с помощью развивающей предметно- пространственной среды, созданной нами в группе -дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и надеюсь обучение не покажется им трудным и скучным.

Спасибо всем за внимание!..