Квест-игра "Приключения Колобка продолжаются" в рамках темы "Использование фольклорных жанров для автоматизации и дифференциации звуков речи"

Баянова Светлана Николаевна, учитель-логопед

МБОУ "Звездненская СОШ"

Кемеровская область, Кемеровский округ, пос. Звездный


Цель: автоматизация и дифференциация звуков речи

Задачи:

1.      Образовательные:

- уточнить представление ребенка о звуке [Л].

- развивать знаний детей о жанрах фольклора,

- развивать умение правильно отвечать на поставленные вопросы

- расширять словарный запас

- развивать образное мышление,

2.      Коррекционно-развивающие

- развивать фонематический слух.
-  автоматизировать  и дифференцировать в  речи звук Л.

- развивать общую моторику, мелодику и ритм речи
- развивать речевое дыхание 
- развивать мелкую моторику рук

3. Воспитательные

- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа,

- воспитывать взаимовыручку, дружбу, стремление помогать другому

Действующие лица:Сказочница,Лиса,Баба Яга,Аленушка,Иванушка- ребенок среднего возраста

 

Оборудование:

- Книжка «Колобок», разобранная постранично

- колобок (желтый шар, наполненный синтепоном, с глазками и улыбкой),

- Следы колобка

- предметные карточки, «домики звуков».

- трехстворчатая открывающаяся ширма-окно

 

Музыкальное сопровождение:

- «В гостях у сказки»

- хороводная песня «Во поле березка стояла»

- настораживающая музыка (приближение к домику Бабы Яги)

 

Помещение группы

1 площадка: На доске карточки с изображением солнца, мяча, булочки. Пенек. Лисе дать  обложку сказки «Колобок».

2 площадка: пластилин по количеству детей, салфетки, досочки для лепки, стикеры

 

Логопедический кабинет

Оформлен как избушка Бабы Яги ( плетень, лавка, изображение русской печи,  паутина, связки лука, чугунок, лопатка,баночки, игрушечные пауки, жуки, грибы, тряпица, пучок травы, змейка), 1я страница сказки

Приемная

Когда дети проходят в логопедический кабинет, оборудование приемной закрыто ширмой. Письмо от трех медведей в конверте.Домик трех медведей.  На столе три глиняных горшочка и три расписные ложки большие, средние и маленькие. На горшочках «домики звуков» - на большом горшочке – звук в начале слова, на среднем – в середине, на маленьком – в конце слова, предметные карточки с изображением предметов, в названии которых есть звук Л.  2я страница сказки на лестнице

 

Музыкальный зал

Аленушка в русском сарафане. Иванушка – ребенок, наряженный козленочком. Деревья разных видов. Свободное место для хоровода. 3я страница сказки.

Ход занятия:

 

Персонажи

Дети

Музыкальная мелодия «В гостях у сказки»

Открывается ширма-окно.

Как у нас на Руси уж давно повелось

Чтобы счастливо всем и богато жилось,

Чтобы детям всю мудрость свою передать

Надо сказки слагать и пословицы знать

 

Я – Сказочница, к детям прихожу, сказки им рассказываю, со всеми сказочными героями я дружу, всех знаю

Здравствуйте, мои дорогие

И какие стали вы большие!

Встанем мы в широкий круг.

 

Сегодня одного героя сказки я с собой пригласила к вам в гости. Отгадаете загадку – узнаете, кто должен сейчас прийти

Из печки Герой появился, как мяч,-
Уж очень он был и румян, и горяч!
Его положили к окну: остужать,
Но скучно ему на тарелке лежать!

 

Давайте произнесем имя этого сказочного героя и определим, где находится звук Л – в начале, в конце или в середине ?

 

Дети, кто сочинил сказку про Колобка?

 

 

Какие еще русские народные сказки вы знаете?

 

 

 

В именах каких еще сказочных героев вы слышите звук Л?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ты мой друг и я твой друг

 

 

 

 

 

 

 

Колобок

 

 

Дети медленно проговаривают слово и отвечают: Звук Л находится в середине слова Колобок.

 

Это русская народная сказка, ее сочинил русский народ. Она передавалась от деда к отцу, от отца к сыну

«Репка», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Сказка про сестрицу Аленушку и братца Иванушку», «Курочка Ряба» и др

«Гуси-лебеди»,

 

Аленушка, Василиса Премудрая, Гуси-лебеди, Михаил Иванович, Ленивица

Пока мы отгадывали загадки, Колобок, наверное, уже подошел.

 Чтобы его позвать, давайте разделим его имя на слоги и хлопая в ладоши, позовем его сначала тихо, потом средним голосом, потом во весь голос.

 

 

 

Дети делят слово на слоги, сопровождая хлопками. Зовут три раза.

 

 

Стук в  дверь, (Дети: это, наверное, Колобок!) врывается Лиса.

Колобок, Колобок опять. Надоела мне ваша сказка про Колобка. Я в этой сказке самая главная, вот!!! Самая красивая и хитрая.  Колобка я поймала и себе забрала. Чтобы вы не нашли Колобка никогда, я всю сказку порвала и разбросала клочки по закоулочкам по разным другим сказкам.А если вы надумаете сказку собрать, вам придется сначала с Бабой Ягой встретиться. А вы ее побоитесь, я знаю, так что Колобочек мой.

 

-Дети, нам же нравится сказка.

-Скажите, нужно ли нам спасти сказку про Колобка?

- Чтобы собрать сказку, нужно вспомнить ее сюжет. С каких словначинается сказка?

-С кем встречался Колобок, по порядку?

- вспомните, почему Колобку удалось уйти от всех зверей?

 

 

 

 

Давайте осмотримся вокруг, может быть, мы увидим, какой дорогой Лиса унесла сказку про Колобка?

-Да, очень, конечно, разумеется

-Да, обязательно, это наш любимый сказочный герой и самая первая сказка

- Жили-были дед и баба. Попросил дед у бабы испечь ему колобок. Бабка по амбару помела, ,по сусекам поскребла, набрала муки на колобок

- Испекла бабка колобка, положила на окошко остывать.

- Заяц, Волк, Медведь, Лиса

- он пел им песенку (поем песенку Колобка)

 

Дети обнаруживают следы Колобка – желтые круги, ведущие в логопедический кабинет. Становятся друг за другом и на цыпочках идут по следам.

Музыкальное сопровождение: настораживающая музыкаВ кабинете бормотание и стук. Дети стучатся и заглядывают

Б-Яга: Тише, тише, заходите и стойте, не мешайте мне зелье варить. (Варит зелье, бросает в чугунок то, что называет.)

Пауки сушеные,

Мыши  потрошеные,

Бледные поганки,

Старые портянки,

Трава-злыденюка,

Дохлая гадюка,

Перчика и соли,

Всех зверей поссорю.

Сказочница: Баба Яга, зачем ты хочешь поссорить зверей?

Б-Я: Они в дружбу не верят, пословиц про дружбу и друзей не знают.

СК: А что нужно сделать, чтобы ты не стала зверей ссорить?

Б-Я: нужно вспомнить пословицы про дружбу, вы знаете?

СК: дети, наверное, знают, они у нас очень дружные.

 

Б-Я: ну видно, есть еще дружба на свете,

 не буду зелье для ссоры варить,

буду заклинание на дружбу говорить.

Только заклинание на дружбу сложное. Помогите мне скороговорками или чистоговорками язык мой старый размять, чтобы я смогла заклинание сказать. Скороговорки дети тоже знают?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б-Я(пытается повторять скороговорки, у нее ничего не получается)

Спасибо вам за помощь. Скажите теперь вместе со мною заклинание, чтобы люди и звери дружили и помогали друг другу:

Надо всем нам дружно жить,

Надо дружбой дорожить

 

Я знаю, за чем вы ко мне приходили. Вот вам страница от сказки. (Отдает детям страницу, провожает детей до приемной).

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Арина: Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Никита:Старый друг лучше новых двух.

Настя:Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

Илья: Одежда лучше новая, а друг – старый.

Ася: Сам погибай, а товарища выручай..

Данил:Человек без друга, что дерево без корней.

 

 

 

 

Никита А. Ехал Грека через реку,

видит Грека в реке рак.

 Грека сунул руку в реку,

рак за руку Греку цап.

Ася: Очень любит Галочка

быструю скакалочку.

Скок да скок, скок да скок,

 Галочке не жалко ног,

а бывает жалко

быструю скакалку.

 Отдохни, скакалочка,

еле шепчет Галочка

Настя П.:Кукушка кукушонку

купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Илья Б. Не жалела мама мыла.

 Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

Арина С.Ло-ЛО-Ло много снегу намело,Ло-Ло-Ло стало все белым-бело

Данил П. Лена искала булавку,

булавка упала под лавку.

 

 

 

 

 

 

Спасибо, было приятно познакомиться, до свидания.

СК: посмотрите внимательно, ребята, чей это домик? Как вы догадались, кто в нем живет?

А как их зовут?

 

Только трех медведей нигде не видно. А вот письмо от них: написано «Детям от медведей». Читает: Дорогие ребята, мы отдыхаем в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве на море-океане, на острове Буяне. Узнали, что вы собираете страницы сказки и готовы вам помочь, только сначала напомните нам, пожалуйста, считалочки, а то мы спорим каждый день, кто из нас первый  пойдет кататься на гидроскутере, кто на воздушном шаре.

 

 

А еще нужно разложить по горшочкам карточки с картинками. Если звук Л в начале слова – то в горшочек Михаила Ивановича, если в середине слова – то в горшочек Анастасии Петровны, а если в конце –то в Мишуткин

 

Три медведя

 

Михаил Иванович, НастасьяПетровна и Мишутка

 

 

Шла коза по мостику и виляла хвостиком зацепилась за перила прямо в речку угодила.

Катилась апельсинка по городу Малинка уроки не учила двойку получила а потом пошла гулять получила цифру пять.

Ехал Лунтик на тележке раздавал он всем орешки кому два кому три дирижером будешь ты.

 

 

Дети выполняют задание с объяснением: например: «В слове Лампа звук Л в начале, положу его в горшочек Михаила Ивановича» ит.п.

СК: На обратной стороне письма написано: спасибо за помощь.Отгадайте загадку и вы узнаете, с какими сказочными персонажами вам еще нужно встретиться

 В названии сказки их имена,
Герои эти — брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы. 

страничка от сказки лежит на лестнице.

 

 

 

 

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

 

 На лестнице обнаруживают страницу от сказки и следа колобка, ведущие в музыкальный зал

Дети спускаются в музыкальный зал, их встречает Аленушка.

Здороваются

Аленушка: Здравствуйте, люди добрые. Знаю, знаю, что вы ищете. Знаю, что помогаете всем, кому помощь ваша нужна.  Помогите и мне. Узнала я, что братец мой Иванушка из козленочка превратится снова в мальчика, если станцевать хороводом. Но для хоровода нужно много людей, давайте вместе танцевать.

(Играет хороводная музыка, дети танцуют и поют с Аленушкой, к ним выпрыгивает мальчик Иванушка, танцует вместе.)

Аленушка: Вот спасибо вам, мои дорогие, что спасли моего любимого братца Иванушку. Вот вам и страница от книжки, постарайтесь и Колобка тоже спасти.(кланяется, отдает детям третью страницу книги про колобка)

 

 

 

 

 

 

Поют хороводную песню «Во поле березка стояла» и танцуют

Дети возвращаются в группу, пытаются собрать книжку, странички не все. слышут хныканье из приемной. Кто там? Это грустная Лиса с последней страничкой книги и колобком.

Лиса: «Наверное, я старая стала, хитрости моей не достаточно, чтобы детей провести, обмануть. А дети какие дружные пошли, во всех сказках побывали, всем помогли, кто был в беде. А я Лиса хоть и хитрая, но честная. Вот вам и последняя страничка сказки (отдает). Если сложится книжка, отдам вам Колобка, так уж и быть. (дети складывают страницы книжки по следованию сюжета). Молодцы, у вас все получилось.  Отдаю вам Колобка, (отдает Колобка) так уж и быть. Признаю свое поражение. Но кто же вам помогал собрать сказку? »  

 

 

 

 

 

 

 

Баба Яга, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, три медведя написали письмо

СК: Дети, давайте попросим Лису пригласить к нам всех сказочных персонажей сфотографироваться с нами.

Лиса зовет всех, сказочные персонажи фотографируются с детьми.

Рефлексия:На отдельных столиках пластилин и досочки для пластилина. Сказочница предлагает детям слепить Колобка и изобразить на его лице эмоцию – радость, грусть, и пр. – в зависимости от того, понравилось ли детям сегодняшнее приключение.