Взаимодействие музыкального руководителя и учителя – логопеда с применением элементов логоритмики и ОРФ-педагогики

"Прогулка в зимний лес" в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Кривошеина Яна Васильевна, учитель-логопед

Софронова Елена Евгеньевна, музыкальный руководитель

МБДОУ "ДС "Снежинка"

п.г.т. Уренгой


Цельвзаимодействия специалистов: комплексная коррекция речевых нарушений и моторной сферы.

 

Форма НОД:интегрированное занятие музыкального руководителя и учителя-логопеда с элементами логоритмики и Орф-педагогики.

 

Цель НОД:Развитие слухового восприятия иречевых навыков детейчерез музыкально-двигательные игры-задания.

Задачи НОД:

Коррекционно-образовательные:

1.Формировать пространственную ориентировку, переключаемость, координацию движений;

2.Формировать навыки эмоционального и телесного самовыражения;

3.Формировать слуховое восприятие.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать темпо-ритмические навыки;
2. Развивать целенаправленный сильный выдох;
3. Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, координированные действия.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство сопереживания;

2. Воспитывать умение соблюдать правила игры, действовать по инструкции педагога.

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

Методические приемы:

ü     Наглядные (использование предметных картинок, ТСО);

ü     Словесные (напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей);

ü     Игровые (использование сюрпризных моментов, двигательная активность детей);

ü     Создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации);

ü     Поощрение, дифферинцированный анализ занятия.

 

Дифференцированный подход:учет возрастных особенностей детей, создание оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, перестраивание содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников с особыми образовательными потребностями.

 

Образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж, дыхательная гимнастика); информационно-коммуникативные технологии; элементы логоритмики; элементы Орф-педагогики.

 

 

Предварительная работа с детьми: уточнение знаний детей об устройстве дома. Знакомство детей с элементами дома (стены, окна, крыша, фундамент). Беседы о разнообразии жилья (дом человека, гнездо птицы, нора ежа, дупло белки). Чтение детям русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним.Подготовительные игры «Чей домик», «Четвертый лишний», «Что общего». Фантазийные рисунки детей. Разучивание музыкальных зарисовок «Зимний лес», «Строим дом».

 

Материалы и оборудование:компьютер; проектор; презентация; дыхательный тренажер «вьюга»;предметные картинки животных; стаканчики; перчатки; сундучок;клавесы; металлофон; аудиосистема; опорные картинки артикуляционной гимнастики «чашечка», «вкусное варенье»; зеркала индивидуальные; бумажные салфетки.

 

 

 

Ход НОД.

Полный конспект занятия вы можете просмотреть у специалистов ДОУ.

 

1.Вводная часть.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес, вы хотите отправиться вместе со мной?

Ответы детей: да, хотим.

(Дети проходят в зал через воображаемую волшебную дверь, здороваются с гостями.)

Учитель-логопед: По дороге мы будем внимательно слушать звук бубна, когда он звучит –, мы идем, как только он замолкает мы останавливаемся.

(Дети проходят по залу за педагогом.)

Учитель-логопед: -«какой же свежий морозный воздух тут ребята, вы чувствуете? Давайте вдохнем глубже и спокойно выдохнем. Как бодрит лесной воздух. Мы идем, мы идем – никогда не устаем!»

Бубен замолкает.

Учитель-логопед: -«перед нами ребята появилась ямка, нам нужно ее перепрыгнуть».

(Дети выполняют предложенное задание. Продолжают ходьбу под звуки бубна. Бубен замолкает.)

Учитель-логопед: -«посмотрите ребята, какой сугроб нам преградил путь, давайте его перешагнем?»

(Дети выполняют задание. Продолжают ходьбу под звуки бубна. Бубен замолкает.)

Учитель-логопед:-«вот так веточка еловая, нам никак ее не обойти! Давайте присядем и пройдем под ней?»

(Дети выполняют задание.)

Учитель-логопед: -«вот так прогулка! Давайте присядем и передохнем.»

 

 

 

2. Основная часть.

(Дети присаживаются на стульчики.)

Музыкальный руководитель: понравилась ли вам прогулка? Какая погода была в лесу?
Ответы детей: -да, очень. Морозная, хорошая.

Учитель-логопед: конечно, в зимнем лесу так красиво, так хорошо! Мы вовремя успели, как раз сейчас в лесу вьюга начинается…, хотите посмотреть какая?

Ответы детей: - да, хотим.

Учитель-логопед: вот волшебный прибор, в котором вы можете увидеть, как вьюга гуляет по лесу и поднимает вверх все снежинки.

 

Дыхательная гимнастика «Вьюга»

Время выполнения 2 минуты, применение дыхательного тренажера.

 

Музыкальный руководитель: - стихла вьюгаи снежинки теперь медленно кружатся и падают на землю. Ребята, а давайте мы с вами сыграем музыку зимы?

Ответы детей: Да.

Музыкальный руководитель: — вот музыкальный инструмент для нас готов. Кто помнит, как называется он?

Ответы детей: металлофон.

Музыкальный руководитель: объясняет правила музыкальной игры.

Проводится музыкальная игра с элементами самомассажа «впиши название!!!!!!…….»

 

Учитель-логопед: какие же чудесныемелодии ребята!

Музыкальный руководитель: (обращая внимание детей на слайд) - ой, а кто это следы на снегу оставил? Как вы думаете чьи это следы?

Ответы детей: - лисы, медведя, зайца, волка.

Индивидуальный подход, учет особенностей развития ребенка.

Учитель-логопед: - Артем, ты как думаешь чьи это следы? Покажи.

Перед ребенком демонстрируются предметные картинки животных.

Музыкальный руководитель: - давай те посмотрим кто же это? Кто из вас догадался?

 

Сюрпризный момент (появление зайки), слайд 2.

 

Музыкальный руководитель: - Как вы думаете, де прячется зайка, когда так холодно в лесу? Есть ли у него свой домик?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: - ребята зайка не строит себе домик. Давайте мы позаботимся о зайке и построим для него домик?

Ответы детей: да.

Музыкальный руководитель: - а помогут нам «палочки-превращалочки».

 

Проводится музыкально-ритмическая игра с клавесами(элементы Орф-педагогики) «…впиши название….»

 

 

 

Слайд 3. «У кого какой дом?»

Музыкальный руководитель: - хороший домик получился! Как вы думаете, звери все одинаково строят дома?

Ответы детей: кто-то норку роет, кто-то из веточек строит…

Музыкальный руководитель: А из стаканчиков можно домик построить, ребята?

Ответы детей: да.

Музыкальный руководитель: давайте же скорее строить дом.

Проводится музыкально-ритмическая игра состаканчиками(элементы Орф-педагогики)«Строим, строим дом» ???

 

Учитель-логопед:в домике зимой так хорошо! Чтобы нам было уютно я приглашаю вас и нашего гостя заинькуна чаепитие.

Дети проходят за стол.

Проводится артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:нам для чая нужны чашки. Давайте сделаем чашечки из язычка?! Упражнение «чашечка». К чаю есть баночка варенья, без нее какое же чаепитие? Упражнение «Вкусное варенье».

 

Музыкальный руководитель:- молодцы все так старались! А чего же хочется друзьям после чаепития?! Ну конечно-же играть! Давайте скорее поиграем все вместе!

Проводится подвижная музыкальная игра «Ладонь-кулак»

Учитель-логопед: как же весело играть, заинька так рад, посмотрите он принес с собой коробочку. Интересно, что-же там?

Музыкальный руководитель: разноцветные перчатки, чтобы не замерзли лапки! Заинька наш молодец, позаботился о нас всех! Ну а мы не отстаем и играть его зовем!

Проводится пальчиковая игра по музыку «…назови ее …..»

Учитель-логопед: - как же хорошо играли и ни капли не устали. Правда ребята?

Ответы детей: да.

Музыкальный руководитель: пришло время прощаться с зайкой. Мы не можем его просто так отпустить. Давайте подарим зайке наше хорошее настроение и забавные «снежинки».

Проводится рефлексия «Снежинки-эмоции».

 

Учитель-логопед: ребята вам понравилась сегодняшняя прогулка?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: а что вам не понравилось? Что было трудным?

Ответы детей.

Учитель-логопед: о чем вы расскажете маме и папе сегодня?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: а сейчас выберете себе снежинку, если вам все понравилось – с веселым личиком, если что-то не понравилось или вам было скучно - с грустным личиком.

 

Учитель-логопед: давайте покружимся, превратимся в снегопад и вернемся в детский сад!