Моя малая Родина
Тютина Светлана Ивановна, воспитатель
МБДОУ детский сад № 26 "Ёлочка"
город Глазов
Тип проекта: познавательно- творческий.
По продолжительности: долгосрочный.
По количеству участников: групповой.
Возраст детей: 4- 5 лет.
Участники проекта: воспитатель группы, родители, дети.
Сроки реализации: сентябрь 2020г.- май 2021г.
Актуальность проекта.
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуется такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную самостоятельную и инициативную позицию дошкольников.
Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
На сегодняшний день актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения является- нравственно- патриотическое воспитание.
Патриотизм- это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть её частью. Нужно помнить, что воспитание патриотизма- это не простой и непрерывный процесс. Многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в его сознание с самого детства.
Поэтому роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей очень важна. Так как именно в дошкольном возрасте ребёнок приобретает первые знания об окружающей жизни, формируется определённое отношение к близким людям, начинают вырабатываться навыки и привычки правильного поведения по отношению к окружающему их миру, понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.
Цель проекта:
Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к Родине, родному городу, отчему дому.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Задачи проекта:
Совершенствовать знания детей о малой Родине- городе Глазове.
Формировать у детей появления сострадания, заботливости, внимательности к родным людям, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботиться.
Развивать интерес к своему городу с ближайшим окружением- улицами, общественными и жилыми зданиями, транспортом.
Воспитывать любовь к своей малой Родине, уважения к своему народу; умение замечать красоту Родного края.
Этапы проекта:
Подготовительный:
Определение целей и задач проекта;
Составление плана мероприятий;
Подбор методической литературы.
Основной:
Проведение мероприятий;
Изучение необходимой литературы;
Обогащение РППС.
Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта.
Предполагаемый результат:
Дети.
Воспитание чувства гордости за свой город, свою Родину.
Расширение знаний детей о своей семье, её членах.
Создание РППС, способствующей нравственно- патриотическому воспитанию детей.
Умение детей называть своё место проживания; некоторых предприятий и достопримечательностей города и их значимость; символику родного края.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Родители:
Повышение педагогической культуры родителей.
Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Формы работы:
С детьми:
Беседы.
Наблюдения, экскурсии.
Рассматривание картин, фотографий.
Сюжетно- ролевые игры.
Чтение художественной литературы.
Разучивание стихотворений.
Художественно- творческая работа.
НОД.
С родителями:
Родительские уголки.
Информационные стенды.
Выставки работ.
Совместные праздники.
Консультации.
План реализации проекта.
Сентябрь, октябрь.
Тема месяца: «Осень в городе».
Работа с детьми:
- Рассматривание осенних картин, иллюстраций.
- Чтение художественной литературы: И. С. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще», В Сутеев «Яблонька», М. Пришвин «Птицы и листья».
-Познавательные беседы: «Что я знаю об осени», «Осень в городе».
-Дидактические игры: «Запасы зверей», «Парные картинки», «С какого дерева листок».
- Сюжетно- ролевые игры : «Путешествие по городу», «Строим дом».
- Подвижные игры: «Листопад», «Раз шишка, два шишка», «Белкины запасы».
- Пальчиковые гимнастики: «Грибы», «Ягоды».
- Художественно- эстетическое развитие/ рисование: «Осень в моём городе»; аппликация «Осенний ковёр».
- Осенний утренник: «В гостях у Осени».
Работа с родителями.
- Консультации: «Как сохранить здоровье детей осенью», «Безопасна дорога».
- Конкурс поделок из природного материала: «Овощной переполох».
-Выставка рисунков на тему: «Осень глазами детей».
Ноябрь.
Тема месяца: «Я и моя семья».
Мероприятия.
Работа с детьми:
- Беседы на темы: «Моя семья», «Кто мои родители», «Традиции моей семьи», «Мама, папа, я- трудолюбивая семья».
- Дидактические игры: «Вежливые слова», «Можно- нельзя», «Моя семья- самая…», «маленькие помощники», «Клубочек волшебных слов».
- Пальчиковые игры: «Дом и ворота», «Моя семья».
- Подвижные игры: «Кошка и мышка», «Птички и кошка», «Курица и цыплята».
- Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Банный день».
- Художественно- эстетическое развитие/ лепка- «Посуда».
Работа с родителями:
- Консультации для родителей : «Игры для нравственно- патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста», «Нравственно- патриотическое воспитание в семье».
- Сбор фотографий для фотоальбома «Я и моя семья».
Декабрь, январь.
Тема месяца: «Зима к нам идёт, наступает Новый год».
Работа с детьми.
- Рассматривание картин на зимнюю тематику, иллюстраций на тему «Новый год».
- Беседы на темы: «Красавица зима», «Праздник- Новый год, что же он нам принесёт», «Зимние забавы», «Птицы и животные зимой».
- Акция: «Помоги птицам».
- Дидактические игры: «Что зимой бывает», «Укрась ёлочку», «Парные картинки», «Собери снеговика».
- Настольно- печатные игры: «Кто живёт в нашем крае?», «Волшебный город», «На шнурочке- что к чему», «Большой- маленький».
- Сюжетно- ролевые игры: «Магазин», «Встречаем Новый год», «Праздничный стол», «Встречаем гостей».
- Подвижные игры: «Заморожу», «Зимующие и перелётные птицы», «Два Мороза», «Передай рукавичку».
- Пальчиковые игры: «Подарки», «Помощники», «Прогулка», «Белка».
- Чтение художественной литературы: С. Г. Козлов «Тёплым тихим вечером посреди зимы», А. Афанасьев «Лисичка- сестричка и волк», С. Я. Маршак «12 месяцев», русские народные сказки- «Снегурочка», «Зимовье зверей».
- Художественно- эстетическое развитие: рисование- «Зимние забавы», «Новый год в лесу»; аппликация- «Снежный хоровод»; лепка- «Снеговики».
- Новогодний утренник.
Работа с родителями.
- Выставка поделок на тему «Новый год в гостях у сказки»
- оформление фотовыставки на тему: «Зимние забавы моей семьи».
- Консультации «Безопасный Новый год», «Дисциплина на улице- залог безопасности».
- Оформление папок- передвижек «Новогодние забавы для детей», «Собираем ребёнка на зимнюю прогулку».
Февраль.
Тема месяца: «Наши защитники».
Работа с детьми.
- Беседы на темы: «Праздник- 23 февраля», «Мой дед герой!», «Вот такой он, мой папа», «Юные защитники, кто они?», «Военная техника».
- Сюжетно- ролевые игры: «Папины помощники», «Пограничники», «Защитники Отечества».
- Физкультурно- игровое развлечение посвящённое Дню защитника Отечества «Солдаты- весёлые ребята».
- Встреча с ветеранами войны (дедушки воспитанников).
- Акция (подарки участникам войны, мужчинам) «Спасибо деду за победу».
- Художественно- эстетическое развитие: аппликация- «Подарок папе», рисование- «Военная техника».
- Утренняя гимнастика- «Бравые солдаты».
- Целевая прогулка по городу к памятным местам города.
- Экскурсия в музей «Иднакар».
- Чтение художественной литературы: Я. Длуголенцкий «Что могут солдаты», разучивание стихотворений про папу, про войну.
Работа с родителями.
- Фотовыставка на тему «Это мой папа».
- Оформление папки- передвижки «День защитника».
- Музыкально- спортивный досуг «Мой папа- самый, самый».
Март.
Тема месяца: «Праздник милых мам и бабушек».
Работа с детьми.
- Беседы на темы: «Что ты любишь делать с мамой, бабушкой?», «как и чем мы можем помочь маме, бабушке?», «История появления праздника- 8 марта».
- Сюжетно- ролевые игры: «Мамин праздник», «В гости к бабушке», «Мамины помощники».
- Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Если б я был девчонкой», Е. Благинина «Посидим в тишине», чтение и разучивание стихотворений: С. Капупикян «Моя бабушка», Ю. Яковлев «Мама».
- Художественно- эстетическое развитие: лепка «Пирожки и булочки для любимой мамочки», рисование «Букет для бабушки», аппликация «Подарок маме».
Акция (подарки проходящим мимо сада девочкам, женщинам, бабушкам)- «Берегите себя, милые женщины».
- Выставка портретов «Мама- солнышко моё».
Работа с родителями.
- Проведение утренника к празднику «8 марта».
- Оформление стенгазеты на тему: «Девочка- это ваша леди».
- Оформление папки- передвижки «История происхождения праздника- 8 марта».
Апрель.
Тема месяца: «Чтобы в космос полететь- нужно многое уметь».
Работа с детьми.
- Познавательные беседы: «Что такое космос», «Земля, солнце и луна», «Почему наступает ночь?», «Первый человек в космосе».
- Чтение художественной литературы: чтение и заучивание стихотворений о космосе, албанская сказка «Как солнце к луне в гости ходило».
- Сюжетно- ролевые игры «Космонавты», «Защитники космоса».
- Дидактические игры: «Найди лишнее», «Дорисуй фигуру», «Разложи по порядку».
- Художественно- эстетическое развитие: ручной труд- «Ракета»; аппликация- «Звёздное небо»; лепка- «Солнце и луна».
Работа с родителями.
- Папки- передвижки «12 апреля- день космонавтики», «Полёты в космос».
- Консультация на тему «Необходимо ли знакомит детей с космосом».
- Конкурс рисунков на тему «Я в космосе».
Май.
Тема месяца: «Моя малая родина- Удмуртия».
Работа с детьми.
- Беседы на темы: «Чем славиться Удмуртия», «Достопримечательности города, в котором я живу», «День победы. Никто не забыт, ни что не забыто».
- Викторина на тему «Знаешь ли ты…».
- Музыкальное развлечение «День победы».
- Рассматривание картин с изображением города Глазова, его достопримечательностей; семейных фотографий на прогулке по городу.
- Дидактические игры: «Мы по улице гуляем, всё увидим и узнаем», «Большие и маленькие (дома)», «Парные картинки».
- Акция на тему «Вы в наших сердцах».
- Художественно- эстетическое развитие: рисование «Мой город», аппликация «Поздравительная открытка к 9 Мая».
Работа с родителями.
- Консультация на тему «Как знакомить детей с праздником- 9 Мая».
- Конкурс рисунков на тему «Родина- глазами детей».
- Викторина на тему «Хорошо ли знаешь родной край?».
- Папки- передвижки: «Из истории Удмуртии», «Удмуртия вчера, сегодня, завтра», «75 лет. День Победы».
- Оформление фотовыставки на тему «Я люблю свой край родной».
Заключение.
В ходе реализации проекта удовлетвориться потребность детей в получении знаний о своём родном крае. У них появляется чувство осознанной радости, гордости за неё. Происходит это благодаря разнообразным формам работы с детьми, их родителями и воспитателем. «Подлинные встречи» с культурным наследием родного города помогают раскрывать интеллектуальные и творческие способности детей, у них формируются некоторые суждения и оценки, характерные для этого возраста.
У детей наблюдается:
• Рост познавательной активности;
• Повышение качества усвоения знаний о родном крае;
• Повышение уровня социализации. Дети являются активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду.
• Появляется чувство гордости за свою малую родину.
Литературы.
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» / М: ЦГЛ, 2012г.
2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ- 201- № 1- С.16- 24.
3. Гризик Т. И. познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М., 2001г.
4. Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве»,- Просвещение – М. 2001.
5. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада»,- М.: Мозаика- Синтез, 2010г.
6. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколёнок» №3 2008г., №4 2010г., №4 2013г.
7. Интернет ресурсы: http: //vk.com/doshkolnik.ru.