Моя малая Родина

Тютина Светлана Ивановна, воспитатель

МБДОУ детский сад № 26 "Ёлочка"

город Глазов

 


Тип проекта: познавательно- творческий.

По продолжительности: долгосрочный.

По количеству участников: групповой.

Возраст детей: 4- 5 лет.

Участники проекта: воспитатель группы, родители, дети.

Сроки реализации: сентябрь 2020г.-  май 2021г.

 

 

 

Актуальность проекта.

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуется такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную самостоятельную и инициативную позицию дошкольников. 

Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. 

На сегодняшний день актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения является- нравственно- патриотическое воспитание.

Патриотизм- это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть её частью. Нужно помнить, что воспитание патриотизма- это не простой и непрерывный процесс. Многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в его сознание с самого детства.

Поэтому роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей очень важна. Так как именно в дошкольном возрасте ребёнок приобретает первые знания об окружающей жизни, формируется определённое отношение к близким людям, начинают вырабатываться навыки и привычки правильного поведения по отношению к окружающему их миру, понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. 

 

 

 

Цель проекта:

 Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к Родине, родному городу, отчему дому.

 Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Задачи проекта: 

 Совершенствовать знания детей о малой Родине- городе Глазове.

 Формировать у детей появления сострадания, заботливости, внимательности к родным людям, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботиться.

 Развивать интерес к своему городу с ближайшим окружением- улицами, общественными и жилыми зданиями, транспортом.

 Воспитывать любовь к своей малой Родине, уважения к своему народу; умение замечать красоту Родного края.

 

 

 

Этапы проекта: 

Подготовительный: 

 Определение целей и задач проекта;

 Составление плана мероприятий;

 Подбор методической литературы.

Основной: 

 Проведение мероприятий;

 Изучение необходимой литературы;

 Обогащение РППС.

Заключительный: 

 Подведение итогов реализации проекта.

 

 

 

 

Предполагаемый результат: 

Дети.

 Воспитание чувства гордости за свой город, свою Родину.

 Расширение знаний детей о своей семье, её членах.

 Создание РППС, способствующей нравственно- патриотическому воспитанию детей.

 Умение детей называть своё место проживания; некоторых предприятий и достопримечательностей города и их значимость; символику родного края.

 Развитие у детей любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Родители: 

 Повышение педагогической культуры родителей.

 Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Формы работы:

С детьми: 

 Беседы.

 Наблюдения, экскурсии.

 Рассматривание картин, фотографий.

 Сюжетно- ролевые игры.

 Чтение художественной литературы.

 Разучивание стихотворений.

 Художественно- творческая работа.

 НОД.

С родителями: 

 Родительские уголки.

 Информационные стенды.

 Выставки работ.

 Совместные праздники.

 Консультации.

 

 

План реализации проекта.

Сентябрь, октябрь.

Тема месяца: «Осень в городе».

 Работа с детьми: 

- Рассматривание осенних картин, иллюстраций.

- Чтение художественной литературы: И. С. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще», В Сутеев «Яблонька», М. Пришвин «Птицы и листья».

-Познавательные беседы: «Что я знаю об осени», «Осень  в городе».

-Дидактические игры: «Запасы зверей», «Парные картинки», «С какого дерева листок».

- Сюжетно- ролевые игры : «Путешествие по городу», «Строим дом».

- Подвижные игры: «Листопад», «Раз шишка, два шишка», «Белкины запасы».

- Пальчиковые гимнастики: «Грибы», «Ягоды».

- Художественно- эстетическое развитие/ рисование: «Осень в моём городе»; аппликация «Осенний ковёр».

- Осенний утренник: «В гостях у Осени».

 Работа с родителями.

- Консультации: «Как сохранить здоровье детей осенью», «Безопасна дорога».

- Конкурс поделок из природного материала: «Овощной переполох».

-Выставка рисунков на тему: «Осень глазами детей».

Ноябрь.

Тема месяца: «Я и моя семья».

Мероприятия.

 Работа с детьми: 

- Беседы на темы: «Моя семья», «Кто мои родители», «Традиции моей семьи», «Мама, папа, я- трудолюбивая семья».

- Дидактические игры: «Вежливые слова», «Можно- нельзя», «Моя семья- самая…», «маленькие помощники», «Клубочек волшебных слов».

- Пальчиковые игры: «Дом и ворота», «Моя семья».

- Подвижные игры: «Кошка и мышка», «Птички и кошка», «Курица и цыплята».

- Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Банный день».

- Художественно- эстетическое развитие/ лепка- «Посуда».

 Работа с родителями: 

- Консультации для родителей : «Игры для нравственно- патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста», «Нравственно- патриотическое воспитание в семье».

- Сбор фотографий для фотоальбома «Я и моя семья». 

Декабрь, январь.

Тема месяца: «Зима к нам идёт, наступает Новый год».

 Работа с детьми.

- Рассматривание картин на зимнюю тематику, иллюстраций на тему «Новый год».

- Беседы на темы: «Красавица зима», «Праздник- Новый год, что же он нам принесёт», «Зимние забавы», «Птицы и животные зимой».

- Акция: «Помоги птицам».

- Дидактические игры: «Что зимой бывает», «Укрась ёлочку», «Парные картинки», «Собери снеговика».

- Настольно- печатные игры: «Кто живёт в нашем крае?», «Волшебный город», «На шнурочке- что к чему», «Большой- маленький».

- Сюжетно- ролевые игры: «Магазин»,  «Встречаем Новый год», «Праздничный стол», «Встречаем гостей».

- Подвижные игры: «Заморожу», «Зимующие и перелётные птицы», «Два Мороза», «Передай рукавичку». 

- Пальчиковые игры: «Подарки», «Помощники», «Прогулка», «Белка».

- Чтение художественной литературы: С. Г. Козлов «Тёплым тихим вечером посреди зимы», А. Афанасьев «Лисичка- сестричка и волк», С. Я. Маршак «12 месяцев», русские народные сказки- «Снегурочка», «Зимовье зверей».

- Художественно- эстетическое развитие: рисование- «Зимние забавы», «Новый год в лесу»; аппликация- «Снежный хоровод»; лепка- «Снеговики».

- Новогодний утренник.

 Работа с родителями.

- Выставка поделок на тему «Новый год в гостях у сказки»

- оформление фотовыставки на тему: «Зимние забавы моей семьи».

- Консультации «Безопасный Новый год», «Дисциплина на улице- залог безопасности».

- Оформление папок- передвижек  «Новогодние забавы для детей», «Собираем ребёнка на зимнюю прогулку».

Февраль.

Тема месяца: «Наши защитники».

 Работа с детьми.

- Беседы на темы: «Праздник- 23 февраля», «Мой дед герой!», «Вот такой он, мой папа», «Юные защитники, кто они?», «Военная техника».

- Сюжетно- ролевые игры: «Папины помощники», «Пограничники», «Защитники Отечества».

- Физкультурно- игровое развлечение посвящённое Дню защитника Отечества «Солдаты- весёлые ребята».

- Встреча с ветеранами войны (дедушки воспитанников).

- Акция (подарки участникам войны, мужчинам) «Спасибо деду за победу».

- Художественно- эстетическое развитие: аппликация- «Подарок папе», рисование- «Военная техника».

- Утренняя гимнастика- «Бравые солдаты».

- Целевая прогулка по городу к памятным местам города.

- Экскурсия в музей «Иднакар».

- Чтение художественной литературы: Я. Длуголенцкий «Что могут солдаты», разучивание стихотворений про папу, про войну. 

 Работа с родителями.

-  Фотовыставка на тему «Это мой папа».

- Оформление папки- передвижки «День защитника».

- Музыкально- спортивный досуг «Мой папа- самый, самый».

Март.

Тема месяца: «Праздник милых мам и бабушек».

 Работа с детьми.

- Беседы на темы: «Что ты любишь делать с мамой, бабушкой?», «как и чем мы можем помочь маме, бабушке?», «История появления праздника- 8 марта».

- Сюжетно- ролевые игры: «Мамин праздник», «В гости к бабушке», «Мамины помощники».

- Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Если б я был девчонкой», Е. Благинина «Посидим в тишине», чтение и разучивание стихотворений: С. Капупикян «Моя бабушка», Ю. Яковлев «Мама».

- Художественно- эстетическое развитие: лепка «Пирожки и булочки для любимой мамочки», рисование «Букет для бабушки», аппликация «Подарок маме».

Акция (подарки проходящим мимо сада девочкам, женщинам, бабушкам)- «Берегите себя, милые женщины».

- Выставка портретов «Мама- солнышко моё».

 Работа с родителями.

- Проведение утренника к празднику «8 марта».

- Оформление стенгазеты на тему: «Девочка- это ваша леди».

- Оформление папки- передвижки «История происхождения праздника- 8 марта».

Апрель.

Тема месяца: «Чтобы в космос полететь- нужно многое уметь».

 Работа с детьми.

- Познавательные беседы: «Что такое космос», «Земля, солнце и луна», «Почему наступает ночь?», «Первый человек в космосе».

- Чтение художественной литературы: чтение и заучивание стихотворений о космосе, албанская сказка «Как солнце к луне в гости ходило».

- Сюжетно- ролевые игры «Космонавты», «Защитники космоса».

- Дидактические игры: «Найди лишнее», «Дорисуй фигуру», «Разложи по порядку».

- Художественно- эстетическое развитие: ручной труд- «Ракета»; аппликация- «Звёздное небо»; лепка- «Солнце и луна».

 Работа с родителями.

- Папки- передвижки «12 апреля- день космонавтики», «Полёты в космос».

- Консультация на тему «Необходимо ли знакомит детей с космосом».

- Конкурс рисунков на тему «Я в космосе».

Май.

Тема месяца: «Моя малая родина- Удмуртия».

 Работа с детьми.

- Беседы на темы: «Чем славиться Удмуртия», «Достопримечательности города, в котором я живу», «День победы. Никто не забыт, ни что не забыто».

- Викторина на тему «Знаешь ли ты…».

- Музыкальное развлечение «День победы».

- Рассматривание картин с изображением города Глазова, его достопримечательностей; семейных фотографий на прогулке по городу.

- Дидактические игры: «Мы по улице гуляем, всё увидим и узнаем», «Большие и маленькие (дома)», «Парные картинки».

- Акция на тему «Вы в наших сердцах».

- Художественно- эстетическое развитие: рисование «Мой город», аппликация «Поздравительная открытка к 9 Мая».

 Работа с родителями.

- Консультация на тему «Как знакомить детей с праздником- 9 Мая».

- Конкурс рисунков на тему «Родина- глазами детей».

- Викторина на тему «Хорошо ли знаешь родной край?».

- Папки- передвижки: «Из истории Удмуртии», «Удмуртия вчера, сегодня, завтра», «75 лет. День Победы».

- Оформление фотовыставки на тему «Я люблю свой край родной».

 

Заключение.

В ходе реализации проекта удовлетвориться потребность детей в получении знаний о своём родном крае. У них появляется чувство осознанной радости, гордости за неё. Происходит это благодаря разнообразным формам работы с детьми, их родителями и воспитателем. «Подлинные встречи» с культурным наследием родного города помогают раскрывать интеллектуальные и творческие способности детей, у них формируются некоторые суждения и оценки, характерные для этого возраста.

У детей наблюдается:

• Рост познавательной активности;

• Повышение качества усвоения знаний о родном крае;

• Повышение уровня социализации. Дети являются активными участниками  мероприятий, проводимых в детском саду.

• Появляется чувство гордости за свою малую родину.

 

 

 

Литературы.

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» / М: ЦГЛ, 2012г.

2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ- 201- № 1- С.16- 24.

3. Гризик Т. И. познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М., 2001г.

4. Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве»,-  Просвещение – М. 2001.

5. Соломенникова  О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада»,- М.: Мозаика- Синтез, 2010г.

6. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколёнок» №3 2008г., №4 2010г., №4 2013г.

7. Интернет ресурсы: http: //vk.com/doshkolnik.ru.