Сказка как средство логопедической коррекции связной речи у детей с нарушениями речи

Черняева Светлана Николаевна, учитель-логопед

МАДОУ №82

г. Томск


У детей с нарушениями речи существует ряд определенных особенностей, которые подразумевают в логопедической работе использование таких форм и методов работы с детьми, которые будут способствовать стимуляции речевой активности, обогащать словарный запас, развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

Коррекция речевых нарушений может осуществляться с применением традиционных и нетрадиционных образовательных методов, однако в последнее время  все большую актуальность приобретает работа со сказкой. Сказки являются эффективными развивающими, коррекционными и психотерапевтическими средствами в работе учителя-логопеда с детьми имеющими речевые нарушения. Сказка вызывает интерес у каждого ребенка дошкольного возраста. Персонажи сказок легко запоминаются детьми, характер героев ярко выражен, мотивы их поступков понятны и объяснимы. Сказки излагаются ярким и выразительным языком, богатым образными сравнениями, имеющими простые формулировки прямой речи. Выразительность языка сказки способна развивать речь, сказочный сюжет стимулирует воображение и способствует развитию эмоции. Чтение сказок развивает мотивацию ребенка для активной работы, что в свою очередь обеспечит эффективное восприятие информации.

Практически у всех детей с нарушениями речи существует ряд особенностей, а именно: чрезмерная отвлекаемость, утомляемость, слабая память и др. Так же для детей с речевыми проблемами свойственны нарушения в развитии связной речи. Данные особенности детей определяют основную образовательную цель использования сказок: активное и последовательное развитие речевых способностей детей и связанных с ней других процессов психики.

Использование сказок в коррекционной логопедической работе с детьми с нарушениями речи изучали и описывали разные авторы: Н. В. Нищева, А. А. Гуськова, М. А. Поваляева, Н. А. Погосова, Л. Ю. Козина, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.

Труды этих авторов указывают на то, что сказки занимают ключевое место в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями, так как данная форма работы обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребёнка.

В современной логопедической работе используются разнообразные сказки, такие как:

- дидактические сказки — данные сказки разрабатывают педагоги для создания положительной мотивации к педагогическому процессу. Такие сказки чаще представлены в метафорическом формате и передают различный дидактический материал; 

- психокоррекционные сказки — сказки разработанные педагогами, психологами, психотерапевтами, отражающие в своем содержании проблемы ребенка( эмоциональные сложности, поведенческие отклонения, сложности социализации, тревожность и др.).

Использование сказок в логопедической работе  повышает у детей речевую активность в процессе изучения и пересказа сказки. Дети обучаются давать развернутые речевые характеристики героям сказок, дают оценку их взаимоотношениям друг с другом. Комплексное восприятие сказки позволяет ребёнку словесно устанавливать взаимосвязь происходящих событий и делать определенные выводы, понимать сюжет, сопоставлять происходящие в сказке события с реальной жизнью.

Сказки, благодаря образности и выразительности языка, позволяют ребенку узнавать новые слова и крылатые выражения. Сказки помогают детям определять собственное отношение к происходящим событиям, применяя сравнения, метафоры, пословицы, поговорки и другие средства выразительной речи. Следовательно, при работе со сказкой, у ребенка совершенствуется выразительность речи, обогащается словарь, развивается связность диалогической и монологический речи.

Развитие связной речи детей с речевыми нарушениями сказка примечательна подробным изложением конкретной схемы выполняемых действий. Это является важным фактором при работе с детьми с нарушениями речи, так как для определения связи между причиной и следствием, необходимо отслеживать все шаги, происходящие от начала сказки к ее завершению. Структура сказки имеет ясное соотношение частей: завязка, средняя часть, концовка. Это позволяет легкое понимание основной мысли и темы произведения, его структурных частей.

Логопедическая работа со сказкой по формированию связной речи довольна разнообразна и может выстраиваться в зависимотти от ожидаемой цели. Так при работе со сказкой можно выстраивать рассказ новой или пересказ известной сказки (от 3-го или от 1-го лица, групповой, по кругу); придумывание продолжения или завершения известной сказки; составление сказки на определенную тему с опорой на иллюстрации; самостоятельное или групповое сочинение сказки; сравнение разных сказок или сказочных героев; узнавание детьми иллюстраций из известных сказок; выбор любимой сказки или любимого героя сказки; игры-драматизации; постановка сказки с применением кукольного театра; рисование персонажей из сказки и др.

Сказка является эффективным средством для работы в направлении развития и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Язык сказок обогащает речь, увлекательный сюжет развивает воображение и вызывает эмоции. Занятия с применением сказок позволяют расширить словарный запас, выстраивать грамматический строй речи, развивать способность к высказыванию собственных мыслей, повышают коммуникативную направленность речевой функции. Использование сказочного материала в логопедической работе, способствует повышению уровня развития связности высказываний детей и формирует представления о принципах грамматического строя речи, что делает речь ребенка последовательной, логичной и развернутой.