Удивительный мир фразеологизмов 

Малых Екатерина Викторовна, учитель-логопед

МБДОУ Детский сад №156 г.Иркутска

г. Иркутск


Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте. Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, эмоционально выразительной, образной и яркой. Фразеологический оборот - настоящая сокровищница и ценность любого языка, поэтому не случайно возрастает интерес к использованию возможностей фразеологии в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи и речи окружающих, интересоваться родным языком, у них совершенствуются навыки устной речи. Кроме того, упражнения с фразеологизмами способствуют совершенствованию мышления ребёнка, так как понимание детьми переносного значения требует высокого уровня развития логического мышления. Работая в коррекционной группе с ОНР речи детей, я отметила, что в большинстве случаев дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений и буквально объясняют значение пословиц. Многие дошкольники часто сами замечают в речи взрослых « необычные выражения», задают вопросы об их значении. Очень важно помочь ребёнку понять значение фразеологизмов и научиться точно и уместно применять их в жизни. Работа по восприятия и понимания фразеологизмов у детей дошкольного возраста с ОНР способствует формированию навыков связной речи, успешному освоению детьми системы родного языка, позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс в целом. А для более успешного усвоения образных выражений русского языка, я решила изготовить ЛЭПБУК на эту тему. Для Лэпбука были выбраны наиболее часто встречающиеся в повседневной речи фразеологизмы, значение которых будет интересно узнать дошкольникам. После изготовления, Лэпбук был предложен ребятам для ознакомления. Всем понравились игры и картинки, которые иллюстрировали фразеологизмы. Дети с удовольствием выполняли предложенные задания и тем самым знакомились с фразеологизмами. Таким образом, овладение дошкольниками фразеологизмами можно рассматривать как усвоение им национальной специфики родного языка, обеспечи