Среднесрочный экологический проект "Осень в гости к нам пришла"

Лебедева Ольга Викторовна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №62 "Каравай"

город Смоленск


Тип проекта: групповой, среднесрочный,  творческо-исследовательский.

Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

Задачи проекта:

- углубить представления об изменениях в природе осенью;

- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой

природы;

- привлечь внимания к окружающим природным объектам;

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразияего красок и форм;

- творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций;

- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Участники проекта: воспитатели, дети группы (4-5 лет), родители.

Время проведения: сентябрь – ноябрь

Этапы проекта:

- предварительный этап: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями;

- основной этап: цикл ООД по теме проекта, изготовление поделок из природного материала;

- заключительный этап: выставка «У осени в гостях», «Кормушки для птиц», досуг «В осеннем лесу»,  их анализ, закрепление полученных знаний.

 

 

 

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

·       Подбор иллюстративного материала по теме проекта;

·       Подбор художественной литературы по теме проекта;

·       Подбор дидактических игр по теме проекта;

·       Оформление уголка «Мир природы» в группе.

 

Работа с родителями:

- Анкетирование родителей;

- Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»;

- Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);

- Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок «У осени в гостях», «Кормушка для птиц».

 

Работа с детьми:

- Беседы с детьми по темам: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)», «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», «Правила поведения на участке детского сада во время прогулок», «Насекомые – польза и вред»;

- Наблюдения в природе на прогулках.

 

Работа с музыкальным руководителем:

- Подготовка к досугу «В осеннем лесу».

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеграция

 

Образовательные области

Вид детской деятельности

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах, грибах.

Худ-эстетическое развитие

Рисование: «Осень в лесу», «Любимый овощ», «В лес по грибы», «Любимые фрукты», «Золотая осень», «Деревья», «Ветка рябины и паучок», «Деревья и кусты».

Аппликация: «Овощи на тарелке», «Золотые подсолнухи» (коллаж из природного материала), «Листопад», «Береза».

Лепка: «Осеннее дерево», «Мухомор», «Фрукты из сада».

Самостоятельная художественная деятельность детей.

 

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- цикл НОД «Ранняя осень», «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Золотая осень», «Деревья», «Поздняя осень», «Путешествие в осенний лес»

- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов»,  «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?»,  «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?».

Опыты: «Отгадай, что за фрукт?», «Отгадай, что за овощ?»

Эксперимент: «Что произошло с листом?», «Шишка»

 

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?», «Овощи и фрукты», «Найди и промолчи».

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

 

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…».

Чтение детям: Н. Сладков «Осень на пороге», русская народная сказка «Мужик и медведь», В. Сутеев «Под грибом», Г. Юдин «Как варить компот», В. Осеева «Синие листья», народная сказка «Дурак и береза», Н. Сладков «Почему ноябрь пегий».

 

Уборка опавших листьев и веток на участке, сбор семян на клумбах детского сада, пересадка цветущих растений (бархатцы, календула), окапывание кустарников на участке, сбор природного материала для поделок.

 

 

Беседы «Будем знакомы», «Здоровые зубы»,  «Осень в гости к нам пришла», подвижные игры «Перебрось предмет», «Скворечники», закаливание, физкультминутки, пальчиковые игры.

 

Подвижные игры «У медведя во бору»,  «Лохматый пес», «Кегли», спортивные упражнения (катание на самокате), физкультура на прогулке, эстафеты.

 

Беседы «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», дидактические игры «Кто или что это?», «Разведчики».

 

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени

 

Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:

- Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);

- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);

- Наблюдения в цветнике (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);

- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);

- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);

- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду);

- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);

- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить понятия  «лиственные», «хвойные»);

- Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев);

- Наблюдения за сбором  урожая (расширять представления детей об овощах);

- Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);

- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды  людей от погодных условий).

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения:  наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.

В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

 

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Для развития экологического сознания - понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, была разработана системная "паутинка": что происходит осенью в живой и неживой природе.

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала под названием  «У осени в гостях», «Кормушка для птиц». Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей. 

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Итогом проекта «Осень в гости к нам пришла» стало обобщение результатов нашей работы. Участие в выставке «У осени в гостях», «Кормушки для птиц» и проведение досуга по теме «В осеннем лесу».  Проект позволил детям расширить знания о природе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.