Удивительная вода

Клышникова Раиса Николаевна, воспитатель

МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №33"

Курганская обл., г. Шадринск


Программные задачи:

• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе. • Формировать безопасное поведение на воде. • Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты. • Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту). Используемые материалы: 1. Белые халаты (на каждого ребенка) 2. 2 стакана (один с водой); 3.Палочка из-под мороженого (или любая другая); 4. Зеркала (на каждого ребенка); 5. Термос с теплой водой; 6. 7 стаканов для льда; 7.Показ диафильма: «Круговорот воды в природе». Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: лаборатория, круговорот воды в природе, жидкость, пар Предварительная работа: беседы о состояниях воды, экспериментирование с водой (нагревание, опыт таяния льда, испарение воды),рассматривание иллюстраций. Ход НОД. (Под музыку дети входят в зал) Я твой друг и ты мой друг, Становись скорее в круг. Крепко за руки берись, И друг другу улыбнись. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в нашу лабораторию. Как вы думаете, кто в ней работает? (ученые). Что они делают в лаборатории? (проводят опыты). Но чтобы узнать тему нашего исследования, нам нужно разгадать звуковую загадку. Для этого нужно закрыть глаза и внимательно слушать. (на мониторе появляется картинка, звучит шум ручейка). Что вы услышали? (шум воды). Правильно, ведь мы именно о воде будем с вами сегодня говорить. В: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую воду, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. В: А животным, растениям нужна вода? Без воды нет жизни на земле. В: Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию. Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Прошу вас одеть белые халаты и занять свои места. Но прежде чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории. Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову. Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха» В: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место. Вывод детей: Вода - жидкая , прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и положите ее в первую пустую клетку. Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство» В: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, что с ним происходит? ( он тает). Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой. Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. Берем листок и выбираем подходящую картинку. Картинку положите в следующую клеточку. В: Ребята, а где еще мы можем встретить воду в твердом состоянии? (ответы детей). В: А в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг. Физкультминутка «Ручеёк». Жил да был ручеёк, (Волнообразные движения рук.) Зажурчал и потёк. (Ходьба по кругу) В тучку превратился (Рисуют в воздухе круг) Капелькой спустился (Присели.) Вот и кругооборот (Покружились вокруг себя) Наблюдательный поймёт (Руки в стороны) . Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию. Опыт №3 «Парообразная вода - пар» В: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! Для этого фокуса нам нужны зеркала. (Открываю термос, из него выходит пар). В: Ребята, что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (в бане, когда кипит чайник, мама варит суп…) А теперь мы с вами проделаем опыт, и убедимся в том, что пар это тоже вода. Поднесите зеркала к пару. Что наблюдаете? ( пар превращается в воду). Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и положите ее в последний квадрат. Итог НОД. В: Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях(каких?): жидком, твёрдом, парообразном . Она обладает многими свойствами: (какими?) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Схемы заберите с собой и всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу. И в конце мне бы хотелось показать вам фильм: «Круговорот воды в природе».