Рабочая программа дополнительного образования по изобразительной деятельности "Цветик-семицветик"

Мешкова Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования

МБДОУ "Детский сад №62 "Каравай"

город Смоленск


1.  Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка

 

Мама краски мне купила,

Ну, а кисточку - забыла.

Только я не унываю –

Пальцы в краску окунаю,

На бумагу их кладу,

Ловко линии веду.

 

 

 

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

         Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

         Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

На практике несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Анализ авторских разработок, различных материалов, а также передового опыта работы с детьми, накопленного на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, показал возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания.Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

 

 1.2.Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик   на красоту создаваемых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.

 

1.3.   Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

  Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование. Как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.Поэтому, пришло решение составить программу «Цветик-семицветик», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей  по основной  программе, а дополняет их в виде кружковой работы.

 

 

1.4.Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

 

1.5.Цель программы:

Развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования.

 

Задачи программы:

Обучающие

1.     Продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.

2.     Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке. Учить «входить в образ».

3.     Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.

4.     Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.

Развивающие

1.     Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорции, цвета, фактуры.

2.      Развитие познавательной активности, творческого мышления.

3.      Развитие эстетической восприимчивости.

 

Воспитательные

1.  Воспитание эстетического вкуса.

2.  Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.

3.  Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при  создании коллективных композиций.

1.6.Практическое значение:  техники рисунка кистью, ладошкой, работы с губкой, оттиск, рисование  крупой значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.

 

 

 

 

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

 

 

Младший дошкольный возраст: использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Старший  дошкольный возраст:тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

 

Возраст детей,участвующих в реализации данной дополнительной программы 3-4, 6-7 лет.

Структура программы: Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема.

 

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

 

 

Используемые методы

·        дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

·        формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

·        способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

 

 

 

Программа рассчитана на кружковую работу:

Младшая группа -  количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в младшей группе  - 20 мин

Подготовительная  группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия.В год проводится 36занятий. Длительность занятия в подготовительной  группе  - 30 мин

 

1.7.Форма занятий - тематическая деятельность и в форме кружковой работы

   Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ.Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.

-Проведение мастер-класса среди педагогов

 

 

1.8.Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

- расширение и обогащение художественного опыта.

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержательный раздел

2.1   Модель реализации программы

 

 

Направления работы

 

Содержание деятельности

 

Срок исполнения

 

1. Работа с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Игры-занятия в кружковой работе.

 

В течение учебного года

2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков

2 раза в год (октябрь, апрель)

3.Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций, открыток, иллюстраций к художественным изданиям.

В течение учебного года

4.Чтение художественной литературы.

 

В течение учебного года

5.Театрализованные игры, хороводные игры

В течение учебного года

6. Продуктивная деятельность детей.

В течение учебного года

7. Участие в выставках детского творчества, которые организовываются в детском саду

В течение учебного года

8. Творческие отчеты – организация выставки работ кружка.

1 раз в год (май)

2.Сотрудничество с родителями

 

 

 

 

1.Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.

В течение учебного года

 

2. Участие родителей в совместных конкурсах, которые организовываются в детском саду

В течение года

3. Участие в викторинах и конкурсах.

В течение учебного года

3. Методическое сопровождение

 

 

1.Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

В течение реализации программы

2.Подборка художественной литературы

В течение учебного года

 

3.Картотека нетрадиционных способов рисования.

Май

4. Конспекты кружковых занятий.

 

В течение реализации программы

5. Консультационный материал для педагогов.

В течение реализации программы

6. Консультационный материал для родителей.

В течение реализации программы

4. Работа с педагогами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях.

В течение учебного года

2. Консультации для педагогов.

В течение реализации программы

3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками).

В течение реализации программы

4.Работа в творческой группе педагогов.

В течение реализации программы

5.Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».

2 раза в год 

       

 

 

 

 

 

 

2.2                              Перспективное планирование на 2020-2021 учебный год

 

Младшая группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

«Солнышко спряталось» (тампонирование)

Познакомить с новой техникой рисования – тампонированием.
Учить аккуратно набирать краску.
Продолжать знакомить с цветом.
Развивать эстетический вкус.

Сентябрь

«Кап-кап»
(пальчиками)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой  - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Сентябрь

«Лесные гости»

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами.
Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки.
Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Сентябрь

«Нарядные платочки»

Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызвать у детей желание нарисовать красивые платочки для кукол, живущих в нашей группе.

Октябрь

«Наши заготовки»
(пальчиками)

 

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать

Октябрь

«Веточка рябины»
(
рисование пальцем или ватной палочкой)

Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Октябрь

«Домик»
(рисование крупой)

Познакомить с техникой рисования крупой.
Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Октябрь

«Усатый-полосатый»

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку.

Ноябрь

«Звездочки на небе»
(штампики)

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

Ноябрь

«Солнышко»
(рисование крупой)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования крупой.
Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Ноябрь

«Котёнок» (метод тычка)

Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Ноябрь

«Дед Мороз»
(печатанье ладошками)

 

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Декабрь

«Дед Мороз» (продолжение работы)

 

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызывать у детей желание украсить наряд Деда Мороза.

 

Декабрь

«Зелёная красавица»
(метод тычка)

Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Декабрь

«Украшения на ёлку»

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызывать у детей желание украсить елочку к новому году.

 

Декабрь

«Елочка-красавица»
(коллективная работа)

Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Январь

«Снеговик»
(тампонирование)

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования  - тампонированием.
Учить аккуратно набирать краску.
Продолжать знакомить с цветом.
Развивать эстетический вкус.

Январь

«Чьи следы?»
(пальчиками)

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисоватьпальчиками сложенными щепоткой.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 

Январь

«Падает снежок»
(пальчиками)

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке

Февраль

«Такие разные рыбки» (коллективная работа)

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Февраль

«Снежинка»
(рисование крупой)

Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Февраль

«Сказочная птица»
(печатанье ладошкой)

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь 

Март

«Подарок маме»
(пальчиками)

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет.

Март

«Украшения для Кати»
(пальчиками)

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.

Март

«Цыпленок» (метод тычка)

 

Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

 

Март

«Огонек »
(тампонирование)

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования – тампонированием. Познакомить детей с положительными и отрицательными свойствами огня, правилами ОБЖ. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом.

Апрель

«Масленница» (коллективная работа)
(печатанье ладошками)

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка, масленницы.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Апрель

«Капель»
(пальчиками)

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки в определенной последовательности.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Апрель

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»
(пальчиками)

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Апрель

«Полянка»

(метод тычка)

Развивать умение детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

 

Май

«Салют над городом» (метод тычка)

Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в  рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 

Май

«Золотая рыбка»
(пальчиками)

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание помочь маме-рыбке.

Май

«Сказочный цветочек»

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Май

«Пчёлки»
(пальчиками)

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить полосочки на всю поверхность предмета.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

Знакомство с техникой.

Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Октябрь

«Радужный калейдоскоп»
(пальчиками)

Учить детей рисовать пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

 

Октябрь

«Осенний букет»

(печатание листьями)

 

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику. Умение делать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию. Совершенствовать умение работать аккуратно.

Октябрь

«Краски осени»

(по сырому)

Познакомить с техникой – по сырому. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Ноябрь

«Осенний натюрморт в вазе»
(печатание листьями + набрызг)

 

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.  Развивать чувство композиции.

Ноябрь

«Виноградная лоза»

(пальчиками)

Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна, развивать мелкую моторику рук.  Рисовать линиями и мазками простые предметы. Совершенствовать умение работать аккуратно. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Ноябрь

«Пушистые друзья»

(Тычок жесткой полусухой кистью + соль + аппликация)

Познакомить с  техникой рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Учить создавать образ животного, используя технику тычка.  Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально

Ноябрь

«Портрет»

(ватные палочки + разноцветная соль)

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо.  Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство гордости.

 

 

Выставка детских работ «Осень золотая»

Декабрь

«Морозные узоры»

(кляксография обычная + накладывать два цвета друг на друга)

Познакомить детей с техникой – кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать разводы зубочисткой.

Уметь наносить веет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Декабрь

«Зимний лес»

(набрызг + ватные палочки + зубная паста)

Продолжать закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции,  художественный вкус. Познакомить детей с техникой – набрызг.

Воспитывать аккуратность при работе с мыльными пузырями.

Декабрь

«Дедушка Мороз»!
(жесткой полусухой кистью + вата)

Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Декабрь

«Новогодняя сказка»

Техника граттаж

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь.  Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

 

 

Выставка работ «Скоро, скоро Новый год!

Январь

«Снегири на ветке»

(тычок полусухой жёсткой кистью + крупа)

 

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка. Развивать воображение, чувство ритма, световосприятие. Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Январь

«Сказочный зверь»

(кляксография + восковые мелки)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

Январь

«Волшебные цветы»

(ниткография)

 

Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.

Февраль

«Нарядные куколки»

(пальчиками + мятая бумага)

Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных кукол. Развивать цветовосприятие.

Февраль

«Оттепель»
(восковые мелки + акварель)

 

Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать пейзаж; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).

Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.

Февраль

«Наши самолёты»

(по-мокрому +  отпечатывание поролоном, + рисование ватными палочками)

Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому».Развивать композиционные умения (размещать «самолёты в небе» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

 

 

Выставка работ ко Дню Защитника

Март

«Весенняя веточка»

(тычком + набрызг

+ аппликация)

Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

 

 

Выставка ко Дню 8 Марта.

Март

«Весна-красна» (по – мокрому)

Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Март

«Морские приключения»
(граттаж + восковые мелки)

 

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь.  Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

Март

«Ажурные  узоры»

(ниткограффия)

Продолжать развивать навыки рисования при помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания.

Апрель

«Пейзаж»

(акварель +цветная соль)

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката солнца.

Апрель

«Космические дали»

(граттаж+ набрызг + восковые мелки)

Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

 

 

Выставка работ ко Дню Космонавтики

Апрель

«Сказочная поляна»

(монотипия предметная)

Учить изображать распускающие  деревья, цветы. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

Апрель

«Весенняя веточка»

(по - мокрому+ набрызг+ватные палочки+пластиковая бутылка)

Продолжать учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Учить наносить рисунок с помощью пластиковой бутылки.  Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

Май

«Праздничный салют»

(восковые мелки+ гуашь+набрызг+граттаж)

 

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка,  располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Май

«Букашки»

(роспись на камушках)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

 

 

 

 

 

 

 

3. Организационный раздел

3.1.Материал для работы:

 

·       акварельные краски, гуашь;

·       восковые и масляные мелки, свеча;

·       ватные палочки;

·       поролоновые печатки;

·       коктейльные трубочки;

·       палочки или старые стержни для процарапывания;

·       матерчатые салфетки, бумажные;

·       стаканы для воды;

·       подставки под кисти;

·       кисти;

·       цветная бумага, ножницы;

·       вата;

·       крупа;

·       нитки.

 

 

В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ.

 

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

 

Принципы:

ü     От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

ü     Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.

ü     Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

ü     Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

ü     Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

 

 

 

 

3.2.  Список литературы:

1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

3. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с

4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004

– 128с.

7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

8. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.

9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

12. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

13. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

15. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

16. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

17. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

18. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

19. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

20. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

 

21. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.