Консультация для родителей

"Возрастные особенности развития детей 2-3 лет"

Давлячина Виктория Сергеевна, воспитатель

Дорохова Ольга Леонидовна, воспитатель

МБДОУ № 31

г.Гатчина


Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.
Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет.

Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого.

В период от 2 до 3 лет:

·         ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках;

·         бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину;

·         ловит мяч двумя ручками;

·         подражает действиям взрослого;

·         выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает;

·         может кататься на трехколесном велосипеде;

·         делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.



Социально-нравственное и личностное развитие

ребенка 2 - 3 лет.

§         ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми;

§         эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого;

§         проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности;

§         у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего, малыш оценивает себя как «хороший»);

§         имеет представление об опасности, но не всегда придерживается правил безопасности;

§         одевается и раздевается самостоятельно, знает назначение предметов личной гигиены, без напоминания моет ручки перед едой, использует салфетку.

Познавательное развитие ребенка 2 - 3 лет.

·         малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы;

·         ориентируется в четырех-пяти цветах, оттенках и называет некоторые из них;

·         различает четыре-шесть геометрических форм и называет, по просьбе, некоторые из них;

·         собирает детскую пирамидку, состоящую из 4 - 8 колец и четырехсоставную матрешку;

·         подбирает плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;

·         складывает разрезную картинку из двух-трех частей (разрезы по горизонтали и вертикали);

·         находит предмет по признаку (мягкий, твердый);

·         складывает несложный узор из мозаики;

·         понимает слова, обозначающие количество объектов, например, «два», «три» и т.д. и соотносит число с реальными объектами;

·         свободно ориентируется в знакомом помещении;

·         пытается быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубки, моет ручки и т.п.);

·         замечает изменения в погоде и называет их;

·         активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями.

Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет.

·         ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия;

·         узнает персонажей по звукоподражаниям, например, «пи-пи», «чух-чух» и т.д.;

·         правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);

·         называет предметы, действия, качества;

·         использует все части речи (кроме причастия и деепричастия);

·         вступает в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками;

·         рассказывает сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, о животных и т.д.;

·         повторяет слова и фразы за взрослым.

 

 

 

Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет

·         ребенок эмоционально тонированно подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости от этого меняет танцевальные движения;

·         быстро запоминает слова песенок, танцевальные движения;

·         повторяет за педагогом музыкально-ритмические движения и делает это соответственно характеру музыки;

·         одновременно может выполнить несколько действий, например, петь, хлопать в ладошки, кружиться, махать ручками, поворачиваться корпусом и т.д.;

·         понимает, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и может найти, по просьбе, реальный предмет;

·         использует в своем творчестве фломастеры, мелки, карандаши, кисти, краски и пластилин;

·         создает простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях), поделки из пластилина, глины или теста (колбаски, шарики);

·         проявляет желание творить вместе с взрослым.

Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится. Что должен знать и уметь 2 летний ребенок.

И никогда не забывайте, что каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира.

Задача родителей - не отвергать его мироощущения, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а так же нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут родителям и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».