Моя профессия - школьный библиотекарь

Валиева Светлана Гильмутдиновна, педагог-библиотекарь

МБОК «Средняя общеобразовательная школа №2»

муниципального образования "Лениногорский муниципальный район"

Республики Татарстан

г. Лениногорск


Есть ли это моё призвание?

Наверно, ответить на этот вопрос так же сложно, как и на всем известный «В чём смысл жизни».

    Получаю ли я от своей работы удовольствие?  Сейчас я могу ответить – да!

Но в детстве, конечно, я мечтала совсем о другом. И я точно знала, что буду капитаном дальнего плавания, мультипликатором, ветеринаром, геологом, спасателем и путешественником,доброй хозяйкой, в доме которой по утрам запах пирогов, у камина кошка калачиком, на коврике верный пёс, а за окном яблоня.

Судьба решила иначе.  И сегодня я нисколько не жалею об этом.

Жизнь, навязанная мне обстоятельствами, принесла с собой волшебную удовлетворённость.

Кто же он сегодняшкольный библиотекарь

По словарю – специалист в области художественной, научно-популярной, специальной литературы, должен обладать спокойным характером, приятной внешностью, чтобы читатель не отвернулся от него. Библиотекарь должен иметь хороший почерк и некоторый круг знаний.

Сухие, ничего не говорящие слова.

Уж этой-то формулировкой сегодня не соблазнишь пойти по нашим стопам. А вот своим примером, как и всегда в воспитании, это сделать очень даже можно.

Вот почему произошла авария на Чернобыльской  АЭС?  Вы знаете? Версий много. Я склоняюсь к тому, что построена она была на заведомо сейсмонеустойчивой платформе, на изломе. Реки текут только там. А для охлаждения реактора надо много воды. Чисто экономическая выгода привела к страшной трагедии. И, конечно, такой модный сегодня человеческий фактор. И когда мы это обсуждали с учеником, вся очередь  заинтересованно молчала.

Вот может себе такое позволить знать учитель математики или литературы?  А библиотекарь просто обязан! Ведь профессия наша тем и уникальна, что у неё нет границ. Неверно думать, что школьный библиотекарь, это тот человек, который меняет книги, заказывает и раздаёт учебники.

Поэтому смело добавляем: библиотекарь – это эрудит, учёный, высококвалифицированный специалист, консультант и руководитель чтения.

Конечно, со временем меняются взгляды на профессию. Сокровища теперь уже не просто книга, сегодня сокровища – это информация, а библиотекарьпрофессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках.  Звучит солидно!

Итак, библиотекарь – архитектор информации. А это очень даже влияет на формирование имиджа современного  школьного библиотекаря. Сегодня профессия библиотекаря попала в суперкреативное ядро профессий 21 века. Ведь скоро 60% рабочего времени будет тратиться на сбор информации, её обработку и, самое главное, успешное использование. А это всё – суть профессии библиотекаря, который сегодня считается информационным навигатором чтения, путеводителем по маршруту «Вперёд, к Читающей школе и Читающей стране!»

Просто библиотекарь – просто профессионал. Он создаёт современную школьную библиотеку. Потому что его так учили, потому что по-другому он не может.

Вокруг нас – текущий, прозрачный, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный, мерцающий мир, сориентироваться в котором может только библиотекарь, значит библиотекарь сегоднясталкер, медиапосредникмежду ноосферой, сферой разума, инфосферой, миром машинной информации, библиосферой и  миром книг.

  И пусть один из нас – тихий человек, у которого ничем не приметная личность с волосами, убранными в пучок. Зато в душе он – герой, как Наталья Петровна Горбачёва из романа И.Г. Эренбурга «День второй», которая спасла библиотеку в бурное революционное  время. Но ведь она стала героем потому, что книги, эти «…тусклые пожелтевшие листки помогали ей понять ту, вторую жизнь, которая шумела вокруг здания библиотеки. Когда же, измученная, она готова была пасть духом, она раскрывала «Лоджи» Рафаэля, и замирала в темной холодной библиотеке перед той красотой, которую не вмещали ни громкие годы, ни маленькое человеческое сердце».

     А другой  из нас –  информационный практик в современном медиацентре элитной школы. И владеет всеми он современными 
информационными технологиями, и сам он – инженер-библиотекарь-программист.

И всё-таки библиотекарь – всегда собеседник, всегда советчик, а книга – это запах типографской краски, это новое поступление, оформление, и потрепанные переплёты – не пыль, а мельчайшие частички страниц, которые поднимаются при каждом прикосновении и витают в воздухе, и самые потрёпанные книги – самые интересные.

 

Не правда ли, уважаемые коллеги, что школьная библиотека – прекрасное место для встреч в школе?!