Путешествие по тропам нашей малой Родины
Санжарова Валентина Николаевна, инструктор по физической культуре
Рыковская Лилия Викторовна, воспитатель
МБДОУ №1 "Аленушка"
г. Константиновск Ростовской обл.
Цель занятия:
1. Воспитывать чувства патриотизма любви к малой родине.
2. Приобщение дошкольников к изучению животного мира Ростовской области и его природе, расширить знания детей о Донском крае.
•Воспитательные:
1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине.
2. Воспитывать любовь к своей малой родине, бережное отношение к реке, к братьям нашим меньшим к её обитателям.
3. Воспитывать чувство гордости за свой край, развивать любознательность, отношение людей к животному миру, учить видеть противоречия и разрешать их.
Образовательные:
1. Формировать знание о живой природе Донского края, расширять представление о птицах, о рыбах водных обитателях, и животных.
2. Обобщать и систематизировать знания о малой родине, познакомить с его богатствами.
3. Учить создавать через полученные знания атлас живой природы.
Развивающие:
1. Развивать память и мышление.
2. Прививать бережное отношение к природе Донского края, животному миру обитающих в наших краях, (птицах, животных, рыбах)
3. Развивать и обогащать словарный запас.
4. Развивать двигательную
активность^е=ездог1ожителън«й-~-
"^направленностью.
Словарная работа: грань исчезновения, красная книга, заповедник, атлас, взаимосвязь в природе, листопаднички, нереститься, косяк, ветеринар, охотовед, капкан, дупло, лесничий./ yJlf(Lti}uisU-.Qu4?
Материал к занятию: шапочка «Зверолова»; атлас живой природы донского края, карточки с иллюстрациями животных, птиц, рыб; массажная дорожка; мяч; макет дерева; слайды; фонограммы пение птиц.
Методические приемы: беседа, показ, объяснение, художественное слово, заполнение атласа, рассматривание картинок, игровой.
При подготовке к занятию провели предварительную работу с детьми г
- Рассматривание физической карты Ростовской области;
- Оформление папки раскладушки «Край любимый, край донской»
- Изготовление альбома «Времена года»
- лепка по теме «божья коровка»
- аппликация, коллективная работа «Жираф»
- выставка детских рисунков «Перелетные птицы», «Лошадь», «Рыбы»;
- изготовление иллюстраций «Птицы», «Рыбы», «Животные», «Насекомые»;
- наблюдение на прогулке за птицами;
- наблюдение за белкой;
- экскурсия на физкультурную площадку, вокруг детского сада с целью наблюдения за полетом и приземлением птиц;
- разучивание подвижных игр: «Медведь и пчелы», «Зверолов», «Не оставайся на Земле», «День-ночь» и т. д.
- разучивание считалок: «Коршун», «Сорока»;
- проведение бесед : «Поведение в лесу, в парке, на прогулке», «Не топчи цветы», «Не уничтожай насекомых»;
- чтение рассказов о животных, птицах, подводных обитателях:
- проведение праздника «Синичкин день»;
- викторина «Зимующие перелетные птицы»;
Структура занятия содержит: Вводную часть:
Психологический настрой. Мотивация деятельности при помощи беседы (диалога).
Основную часть:
1. Беседа о реке Дон, её обитателях рыбах.
2. Знакомство с животным миром, миром птиц. Используя игру «Зверолов», «С мячом», самомассаж «Дятел», релаксацию.
3. Составление атласа живой природы. Закрепление знаний и понимания того что все в природе взаимосвязано.
В итоге обобщили пройденный материал.
В нашем занятии мы хотели показать знания детей о природе, животном мире, Донском кр^пе, связь между ними, развивать мышление. Но главное бережное отношение к окружающему нас живому миру, желание заботиться о нем.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Здравствуйте, зачем сказали?
Что вы гостям пожелали?
Д: Здоровья!
В: Сегодня мы поговорим о малой родине. О нашем крае. Как называется наш край?
Д: Донской.
Донской край богат животным миром. Он такой разнообразный и неповторимый. Наш край славится своей красивой природой. Послушайте стихотворение о природе Донской земли.
Ребенок:
Есть на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем птицы и цветы,
Живешь в том доме ты.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем,
Природою донской земли,
Зовется этот дом.
В: А что включает в себя живая природа?
Д: Звери, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся.
В: Ребята, мы с вами знакомились с различными картами, атласами. Я предлагаю сегодня составить свой атлас живой природы Донского края. Вы хотите поучаствовать в составлении атласа? Посмотрите, я уже начала составлять его, видите, здесь несколько полос. Как вы думаете, что означает верхняя полоса?
Д: Верхняя полоса означает – воздух.
В: А что означает средняя полоса?
Д: Средняя полоса означает – земля, суша.
В: Посмотрите на нижнюю полосу, что же означает она.
Д: Эта полоса - вода.
В: Ребята, для того чтобы составить наш атлас, мы должны понаблюдать и узнать, что же такое животный мир. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному краю, по реке Дон. А на чем мы можем отправиться? На каком виде транспорта?
Д: На теплоходе, пароходе, лодке, барже, моторной лодке.
В: А мы сегодня с вами отправимся в путешествие на лодке. Проходите, усаживайтесь поудобнее.
(Дети садятся в макет лодки)
(Включить слайд с изображением реки Дон)
В: Мы плывем по самой крупной и главной реке нашей Ростовской области – реке Дон. Как широко расстилается в приволье степей наш Дон, медленно и плавно его течение. Недаром он зовется как?
Д: Тихий.
В: Какие пословицы вы знаете о реке Дон?
Д: Дон – тихий, А слава о нем – громкая.
На Дону казаку и камешек подпевает.
На Дону, что ни хутор, то своя запевка.
У донцов осётр почитаем как святой Пётр
Казак от Дона повёлся.
Кому Дон тих, а кому и лих.
В: А откуда Дон берет свое начало?
Д: Из Иван – озера г. Новочеркасска, Тульской области. Маленьким ручейком вытекает, а у нас появляется широкой рекой.
В: Дон – удобная водная дорога для перевозки грузов и пассажиров. Какие же грузы перевозят по реке?
Д: По Дону идут баржи груженые углем, песком, щебнем. А еще перевозят пшеницу, рожь которые выращивают в наших краях.
Так же перевозят металлолом, бревна, машины.
В: Как ласково называют Дон?
Д: Дон батюшка.
Дон красавец.
Дон Иванович.
Дон кормилец.
В: А за что Дон называют кормильцем?
Д: Казаки издавна занимались рыболовством. Рыба – это любимая еда казаков.
В: А какая рыба водится в реке Дон.
Д: Лещ, окунь, сом, амур, рыбец, налим, ерш, щука, толстолоб, карась, чехонь.
В: Раньше в реке водилась крупная рыба и ее было очень много. А сейчас ее становится все меньше и меньше. Почему, как вы думаете?
Д: Потому –что строят заводы, фабрики. Люди отходы сливают в реку. Моют машины и грязь течет в Дон. Рыбы погибают.
В: А как мы можем помочь Дону –Батюшке?
Д: Очистить реку от мусора. Не бросать мусор в реку. Не засорять дно реки, чтобы водилась рыба.
В: А что мы можем увидеть на дне реки?
Д: Водоросли, ракушки, песок, ил, камни.
В Давайте выйдем на берег, и прогуляемся по песчаному берегу
(ходьба по массажной дорожке)
В: Ой, посмотрите, на песке дикие животные оставили следы. Это потому что, к Дону многие животные приходят на водопой. Какие животные бывают?
Д: Хищные и травоядные.
В: А чем они отличаются?
Д: Травоядные питаются растениями, а хищники – мясом.
В: А каких диких зверей Донского края вы знаете?
Д: Лось, лиса, волк, кабан, заяц, сайгак, белка, суслик, мыши, хорек, ласка, выдра.
В: Ребята, смотрите какое раскидистое дерево растет на берегу. Скажите, а как же деревья могут помочь животным?
Д: Деревья – это дом для птиц и зверей. Животные питаются листвой и плодами с деревьев. Животные прячутся от дождя под ветками деревьев.
В: Давайте посмотрим, кто же спрятался под этим деревом. Может вы знаете что-то интересное про этих животных.
(под деревом разложены карточки с изображением зверей, дети берут по одной карточке и рассказывают интересные факты из жизни животных)
Д: Лиса, чтобы съесть ежа, бросает его в воду. Еж разворачивается, а она хватает его за брюшко. А еще она притворяется мертвой, чтобы поймать птиц.
Лось – самый большой зверь нашего края. В зиму он сбрасывает рога , а затем у него вырастают новые.
Землеройка не может находиться ни одного часа без еды. Она прожорливее волка.
Летучая мышь
В: Скажите, а когда еж не колется?
Д: Когда только родится.
В: Каких зайцев называют листопадничками?
Д: Тех, которые родятся во время листопада.
В: У кого каждый день растут зубы?
Д: У зайца, у бобра.
В: А почему животных называют дикими?
Д: Потому, что они сами растят своих детенышей и добывают себе пищу.
В: как человек может помочь животным?
Д: Подкармливать их зимой.
Не разжигать костры, от дыма и огня задыхаются птицы, звери и насекомые.
В: Наш Донской край очень красив. Давайте будем беречь эту красоту, чтобы наслаждаться ей в любое время года.
В: А теперь давайте станем в круг и поиграем в игру «Зверолов».
Ведущим будет тот, кто отгадает загадку.
- Кто зимой холодной, бродит злой, голодный.
(волк)
В: Ребята, зверей тоже становится меньше и виноваты в этом люди. Почему?
Д: Люди убивают их. Ставят капканы, ради забавы и просто так.
В: Чтобы сохранить животных, чтобы они размножались, создаются заповедники. Специальные люди следят за состоянием животных. И как напоминание о грозящей беде, ученые создали Красную книгу, в которую занесены исчезающие рыбы, птицы, насекомые, звери. Как вы думаете, почему цвет книги – красный.
Д: Красный цвет – это цвет тревоги, опасности.