Путешествие по тропам нашей малой Родины

Санжарова Валентина Николаевна, инструктор по физической культуре

Рыковская Лилия Викторовна, воспитатель

МБДОУ №1 "Аленушка"

г. Константиновск Ростовской обл.


Цель занятия:

1.  Воспитывать чувства патриотизма любви к малой родине.

2.  Приобщение дошкольников к изучению животного мира Ростовской области и его природе, расширить знания детей о Донском крае.

•Воспитательные:

1.  Воспитывать чувства патриотизма к Родине.

2.  Воспитывать любовь к своей малой родине, бережное отношение к реке, к братьям нашим меньшим к её обитателям.

3.  Воспитывать чувство гордости за свой край, развивать любознательность, отношение людей к животному миру, учить видеть противоречия и разрешать их.

Образовательные:

1.  Формировать знание о живой природе Донского края, расширять представление о птицах, о рыбах водных обитателях, и животных.

2.  Обобщать и систематизировать знания о малой родине, познакомить с его богатствами.

3.  Учить создавать через полученные знания атлас живой природы.

Развивающие:

1.  Развивать память и мышление.

2.  Прививать бережное отношение к природе Донского края, животному миру обитающих в наших краях, (птицах, животных, рыбах)

3.  Развивать и обогащать словарный запас.

4.  Развивать двигательную активность^е=ездог1ожителън«й-~-
"^направленностью.

Словарная работа: грань исчезновения, красная книга, заповедник, атлас, взаимосвязь в природе, листопаднички, нереститься, косяк, ветеринар, охотовед, капкан, дупло, лесничий./ yJlf(Lti}uisU-.Qu4?

Материал к занятию: шапочка «Зверолова»; атлас живой природы донского края, карточки с иллюстрациями животных, птиц, рыб; массажная дорожка; мяч; макет дерева; слайды; фонограммы пение птиц.

Методические приемы: беседа, показ, объяснение, художественное слово, заполнение атласа, рассматривание картинок, игровой.

При подготовке к занятию провели предварительную работу с детьми г


-  Рассматривание физической карты Ростовской области;

-  Оформление папки раскладушки «Край любимый, край донской»

-  Изготовление альбома «Времена года»

-  лепка по теме «божья коровка»

-  аппликация, коллективная работа «Жираф»

-  выставка детских рисунков «Перелетные птицы», «Лошадь», «Рыбы»;

-  изготовление иллюстраций «Птицы», «Рыбы», «Животные», «Насекомые»;

-  наблюдение на прогулке за птицами;

-  наблюдение за белкой;

-  экскурсия на физкультурную площадку, вокруг детского сада с целью наблюдения за полетом и приземлением птиц;

-  разучивание подвижных игр: «Медведь и пчелы», «Зверолов», «Не оставайся на Земле», «День-ночь» и т. д.

-  разучивание считалок: «Коршун», «Сорока»;

-  проведение бесед : «Поведение в лесу, в парке, на прогулке», «Не топчи цветы», «Не уничтожай насекомых»;

-  чтение рассказов о животных, птицах, подводных обитателях:

-  проведение праздника «Синичкин день»;

-  викторина «Зимующие перелетные птицы»;

Структура занятия содержит: Вводную часть:

Психологический настрой. Мотивация деятельности при помощи беседы (диалога).

Основную часть:

1.  Беседа о реке Дон, её обитателях рыбах.

2.  Знакомство с животным миром, миром птиц. Используя игру «Зверолов», «С мячом», самомассаж «Дятел», релаксацию.

3.          Составление атласа живой природы. Закрепление знаний и понимания того что все в природе взаимосвязано.

В итоге обобщили пройденный материал.

В нашем занятии мы хотели показать знания детей о природе, животном мире, Донском кр^пе, связь между ними, развивать мышление. Но главное бережное отношение к окружающему нас живому миру, желание заботиться о нем.

 

 

 

 

 

 

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Здравствуйте, зачем сказали?

Что вы гостям пожелали?

Д: Здоровья!

В: Сегодня мы поговорим о малой родине. О нашем крае. Как называется наш край?

Д: Донской.

Донской край богат животным миром. Он такой разнообразный и неповторимый. Наш край славится своей красивой природой. Послушайте стихотворение о природе Донской земли.

Ребенок:

Есть на земле огромный дом,

Под крышей голубой.

Живут в нем птицы и цветы,

Живешь в том доме ты.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем,

Природою донской земли,

Зовется этот дом.

В: А что включает в себя живая природа?

Д: Звери, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся.

В: Ребята, мы с вами знакомились с различными картами, атласами. Я предлагаю сегодня составить свой атлас живой природы Донского края. Вы хотите поучаствовать в составлении атласа? Посмотрите, я уже начала составлять его, видите, здесь несколько полос. Как вы думаете, что означает верхняя полоса?

Д: Верхняя полоса означает – воздух.

В: А что означает средняя полоса?

Д: Средняя полоса означает – земля, суша.

В: Посмотрите на нижнюю полосу, что же означает она.

Д: Эта полоса  - вода.

В: Ребята, для того чтобы составить наш атлас, мы должны понаблюдать и узнать, что же такое животный мир. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному краю, по реке Дон. А на чем мы можем отправиться? На каком виде транспорта?

Д: На теплоходе, пароходе, лодке, барже, моторной лодке.

В: А мы сегодня с вами отправимся в путешествие на лодке. Проходите, усаживайтесь поудобнее.

  (Дети садятся в макет лодки)

 

 

 

 

 

 

 

(Включить слайд с изображением реки Дон)

В: Мы плывем по самой крупной и главной реке нашей Ростовской области – реке Дон. Как широко расстилается в приволье степей наш Дон, медленно и плавно его течение. Недаром он зовется как?

Д: Тихий.

В: Какие пословицы вы  знаете о реке Дон?

Д: Дон – тихий, А слава о нем – громкая.

На Дону казаку и камешек подпевает.

 На Дону, что ни хутор, то своя запевка.

У донцов осётр почитаем как святой Пётр

Казак от Дона повёлся.

Кому Дон тих, а кому и лих.

В: А откуда Дон берет свое начало?

Д: Из Иван – озера г. Новочеркасска, Тульской области. Маленьким ручейком вытекает, а у нас появляется широкой рекой.

В: Дон – удобная водная дорога для перевозки грузов и пассажиров. Какие же грузы перевозят по реке?

Д: По Дону идут баржи груженые углем, песком, щебнем. А еще перевозят пшеницу, рожь которые выращивают в наших краях.

Так же перевозят металлолом, бревна, машины.

В: Как ласково называют Дон?

Д: Дон батюшка.

Дон красавец.

Дон Иванович.

Дон кормилец.

В: А за что Дон называют кормильцем?

Д: Казаки издавна занимались рыболовством. Рыба – это любимая еда казаков.

В: А какая рыба водится в реке Дон.

Д: Лещ, окунь, сом, амур, рыбец, налим, ерш, щука, толстолоб, карась, чехонь.

В: Раньше в реке водилась крупная рыба и ее было очень много. А сейчас ее становится все меньше и меньше. Почему, как вы думаете?

Д: Потому –что строят заводы, фабрики. Люди отходы сливают в реку. Моют машины и грязь течет в Дон. Рыбы погибают.

В: А как мы можем помочь Дону –Батюшке?

Д: Очистить реку от мусора. Не бросать мусор в реку. Не засорять дно реки, чтобы водилась рыба.

В: А что мы можем увидеть на дне реки?

Д: Водоросли, ракушки, песок, ил, камни.

В Давайте выйдем на берег, и прогуляемся по песчаному берегу

(ходьба по массажной дорожке)

В: Ой, посмотрите, на песке дикие животные оставили следы. Это потому что, к Дону многие животные приходят на водопой. Какие животные бывают?

Д: Хищные и травоядные.

В: А чем они отличаются?

Д: Травоядные питаются растениями, а хищники – мясом.

В: А каких диких зверей Донского края вы знаете?

Д: Лось, лиса, волк, кабан, заяц, сайгак, белка, суслик, мыши, хорек, ласка, выдра.

В: Ребята, смотрите какое раскидистое дерево растет на берегу. Скажите, а как же деревья могут помочь животным?

Д: Деревья – это дом для птиц и зверей. Животные питаются листвой и плодами с деревьев.  Животные прячутся от дождя под ветками деревьев.

В: Давайте посмотрим, кто же спрятался под этим деревом. Может вы знаете что-то интересное про этих животных.

(под деревом разложены карточки с изображением зверей, дети берут по одной карточке и рассказывают интересные факты из жизни животных)

Д: Лиса, чтобы съесть ежа, бросает его в воду. Еж разворачивается, а она хватает его за брюшко. А еще она притворяется мертвой, чтобы поймать птиц.

 

Лось – самый большой зверь нашего края. В зиму он сбрасывает рога , а затем у него вырастают новые.

 

Землеройка не может находиться ни одного часа без еды. Она прожорливее  волка.

 

Летучая мышь

 

 

 

В: Скажите, а когда еж не колется?

Д: Когда только родится.

В: Каких зайцев называют листопадничками?

Д: Тех, которые родятся во время листопада.

В: У кого каждый день растут зубы?

Д: У зайца, у бобра.

В: А почему животных называют дикими?

Д: Потому, что они сами растят своих детенышей и добывают себе пищу.

В: как человек может помочь животным?

Д: Подкармливать их зимой.

Не разжигать костры, от дыма и огня задыхаются птицы, звери и насекомые.

В: Наш Донской край очень красив. Давайте будем беречь эту красоту, чтобы наслаждаться ей в любое время года.

 В: А теперь давайте станем в круг и поиграем в игру «Зверолов».

Ведущим будет тот, кто отгадает загадку.

- Кто зимой холодной, бродит злой, голодный.

(волк)

 

 

В: Ребята, зверей  тоже становится меньше и виноваты в этом люди. Почему?

Д: Люди убивают их. Ставят капканы, ради забавы и просто так.

В: Чтобы сохранить животных, чтобы они размножались, создаются заповедники. Специальные люди следят за состоянием животных. И как напоминание о грозящей беде, ученые создали Красную книгу, в которую занесены исчезающие рыбы, птицы, насекомые, звери. Как вы думаете, почему цвет книги – красный.

 

Д: Красный цвет – это цвет тревоги, опасности.