Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе "Приходи к нам осень в гости…"

Беляева Татьяна Владимировна, воспитатель

МДОУ детский сад №9 "Сказка"

Ивановская область, город Фурманов


Цель: обобщить и систематизировать знания детей о признаках осени.

Задачи:

-систематизировать знания детей об осени;

-закрепить названия осенних месяцев;

-учить детей называть приметы осени;

-расширить и активизировать словарь по теме «Осень» ;

-воспитывать умение видеть красоту осенней природы в произведениях и картинах.

Оборудование: бумажные листочки на каждого ребенка, аудиозапись, картины с изображением осени, овощи и фрукты, корзина.

НОД

 

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами послушаем знакомую нам песню. А о чем в ней поется?

Дети: о дожде, о листьях…

Воспитатель: Да ребята, в этой песне поется про дождь, про листочки… Ребята, а хотите я вам загадаю загадки.

Дети: Да!

 

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это – (дождь).

Листья желтые летят, падают, кружатся,

И под ноги просто так как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад? Это просто… (листопад).

Лес разделся, неба просинь,

Это время года … (осень).

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: осень.

Воспитатель: Правильно, ребята осень  – она и художница, она и щедрая, она и золотая, она и разноцветная. А вы хотите совершить путешествие в осень и увидеть осень во всем ее очаровании.

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, как называется первый месяц осени?

Дети: Сентябрь.

Воспитатель: В сентябре дети идут в школу, мы собираем урожай овощей и фруктов, на деревьях листочки желтеют и начинают опадать, мы наслаждаемся последними солнечными деньками. А сейчас, закроем глазки и представим, чем может пахнуть осень в сентябре?

Ответы детей: Грибами, ягодами, овощами, фруктами, листьями.

Воспитатель: Ребята, у меня есть корзинка, а что это в ней?

Ответы детей:

Воспитатель: Конечно, это овощи и фрукты. А что мы можем приготовить из овощей.

Ответы детей: суп.

Воспитатель: А из фруктов:

Ответы детей: компот, варенье.

Воспитатель: Да, из фруктов мы можем сварить компот, варенье, а из овощей сделать салат, сварить суп. Хотите мы с вами сыграем в игру «Собери урожай».

Проводится игра «Собери урожай». Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи). Воспитатель ставит на стол два подноса: красный и желтый. Красный поднос – для сбора овощей, желтый поднос – для сбора фруктов.

Воспитатель: Ребята: на красный поднос мы положим овощи, а на желтый - фрукты.

Дети раскладывают на подносы овощи и фрукты.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам посмотреть, правильно ли мы разложили овощи и фрукты. Воспитатель с детьми проверяет.

Воспитатель: Вот какая щедрая осень, какой щедрый сентябрь. Ребята, послушайте стихотворение:

Ушел незаметно сентябрь,

Поблекла небесная синь.

За окнами бродит октябрь

Средь голых берез и осин.

Воспитатель: О каком месяце говорится в этом стихотворении.

Ответы детей: Об октябре.

Воспитатель: Конечно, об октябре.  Подумайте, какие изменения в природе происходят в октябре, что случается с деревьями?

Ответы детей: листья пожелтели, листья опадают…

Воспитатель: Правильно. Деревья оделись в осенний наряд. Осенью листья у деревьев разноцветные - желтые, красные, оранжевые, коричневые.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как называют осень в октябре?

Воспитатель: Конечно, золотая осень. Желтые и золотые цвета создают радостную светлую картину осени. Художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками. А писатели красивыми словами. Хотите послушать? Дети : да !

Воспитатель:  Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа Д.Н. Кайгородовой «Разноцветные кораблики».

«Добрался я и до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замерзнет».

Воспитатель: Вы догадались, что за кораблики плавают по пруду?

Ответы детей:

Воспитатель: А как вы думаете, почему это произошло?

Ответы детей:

Воспитатель: Действительно, опадают листья…

А сейчас, ребята, я хочу пригласить вас на пруд (таз с водой, в котором плавают листья). Посмотрите, так вот что за кораблики у нас в пруду. А хотите мы на них тихонечко подуем, и они поплывут по всему пруду.

Дети дуют на листочки.

Воспитатель: Вот какие листочки легкие, а вы хотите стать такими же легкими листочками.

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Берите листочки, вставайте свободно и повторяйте за мной:

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если мы подбросим листочки вверх? Что с ними происходит.

Ответы детей: Они падают, кружатся, летят.

Воспитатель: А как это явление называется, когда с деревьев падают листья?

Ответы детей: Листопад.

Воспитатель: Хотите устроить еще листопад?

Ответы детей: Да?

Воспитатель: Каким стало ваше настроение?

Ответы детей: Радостным, веселым.

Воспитатель читает стихотворение-загадку:

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что за месяц? Дай ответ!

Воспитатель: Эта загадка про последний месяц осени ноябрь. Ребята, попробуйте представить, что вы в лесу, закройте глазки и вслушайтесь в звуки осени (звучит фонограмма). Знакомы ли вам эти звуки? Какие звуки вы услышали?

Ответы детей:

Воспитатель: Какое становится у вас настроение, когда вы слышите такие звуки.

Ответы детей: грустное, нерадостное.

Воспитатель: Какие же краски стали у осени, почему нам грустно?

Ответы детей: деревья стоят голые, идет и дождь и снег, дни стали короче, рано темнеет…

Воспитатель: Да ребята, художники используют больше темных красок для изображения ноября: черных, серых, коричневых. Нет той красоты и разнообразия цветов, как в октябре. А что же случилось с природой, к чему она готовится.

Ответы детей: спит, к зиме.

Воспитатель: Конечно, природа готовится к зиме, природа засыпает: не слышно птичьих голосов, идут частые дожди, выпадает первый снег, начинаются первые морозы. Значит, какой бывает еще осень?

Ответы детей: Хмурая, грустная, печальная.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами не будем грустить?

Ответы детей: Нет.

Ребята, вам понравилось наше путешествие. Какое у вас настроение. О чем мы с вами говорили? Что вам понравилось больше всего? Как мы называем осень?

Ребята, сделаем осени подарок. Сделаем картину из осенних листьев.