Оживление предметов посредством музыки

Зарипова Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель

МАДОУ "Детский сад "Теремок"

п. Верхнее Дуброво


На музыкальных занятиях я знакомлю детей с миром музыки, развиваю интерес и детское любопытство, прививаю любовь к музыке. Для меня важно научить детей слушать и слышать музыку, понимать её содержание, характер. Как сохранить интерес к данному виду деятельности? Да очень просто. Дошкольники непосредственны, открыты, эмоциональны, творчески раскрепощены.

Изучив тему оживления предметов, я смогла выделить несколько способов:

         Оживление без инструментов

         Оживление одним инструментом

         Оживление разными инструментами

         Сказки-шумелки (инструментальные)

         Сказки-шумелки (из подручных материалов)

 

Начнем по порядку. Оживление без инструментов подойдет для самых маленьких. Рассмотрим на примере кормления детей. «Жила-была ложка. Она была маленькая, не знала куда и как нести еду и все время попадала не туда, куда нужно. Вот пошла она за кашей для Тани (черпает кашу из Ваниной тарелки). Правильно ложка берет кашу? (дети исправляют). А у вас ложки умные? Как они достают кашу? Из ваших тарелок? Ой, у Пети ложка пошла гулять и не попала в рот. Заблудилась? Пусть ваши ложки покажут Петиной, куда надо нести кашу».

Оживление одним инструментом. Дети озвучивают рассказ педагога согласно его содержанию при помощи металлофона.

«Сегодня мы с вами пойдем в парк на детскую площадку. Эта прогулка необычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем. Был прекрасный день, и мы с вами решили пойти в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке (с верхнего регистра к нижнему). Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площадку (от нижнего регистра к верхнему в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться. Покатались на качелях и стали играть в мяч. Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно,а затем все быстрее. Мы испугались дождя и побежали в детский сад вверх по лестнице».

Оживление разными инструментами. Перенесемся на кухню. На кухне жила-была разная посуда. Хозяйка свою посуду любила, всякая посуда ей была нужна и важна. А ночью, посуда ссорилась между собой. Кастрюля, чайник, тарелки, чашки и стаканы спорили кто из них важнее и нужнее. Кастрюля большая и старая – «бабушка» хвалилась тем, что она всю семью вкусно кормит. В ней варят кашу на завтрак и суп на обед. Чайник – пузатый, «дедушка-ворчун»восхвалялся тем, что он всех поит чаем. Тарелки – девчушки-болтушки возмущались тем, что ими хозяйка пользуется с утра до вечера. Для первого тарелки – глубокие, для вторых блюд – мелкие. Чашки и стаканы с ними не соглашались. Сколько раз в течении дня ими пользуются: одни пьют молоко, другие кофе, третьи чай. Так и не договорились между собой поссорились и друг с другом не разговаривают.

Предлагаю детям оживить посуду с помощью различных музыкальных инструментов: металлические, деревянные, шумовые. Дети самостоятельно придумывают музыку, выступают в роли музыкантов.

Хочется отметить, что дети творчески подходят к выполнению таких заданий. У них развивается интерес к музыке, музыкальный слух, проявляется самостоятельность, инициативность, креативность.

Сказки-шумелки (инструментальные) отличаются тем, что мы озвучиваем не только предметы, но и живые существа.С помощью сказок-шумелок, дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, развивают слуховую память, учатся воспроизводить оттенки звучания: громкость,продолжительность, тембр, ритм.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Для примера возьмем сказку «Теремок».

Теремок – бубен.

Мышка-норушка – колокольчик.

Лягушка – кастаньеты.

Зайчик-побегайчик – треугольник.

Лисичка-сестричка – ложки.

Волчок-серый бочок – трещотка.

Медведь косолапый – барабан.

Строим новый дом – металлофон.

 

Сказки-шумелки (из подручных материалов). Здесь можно использовать все, что придет в голову. Хлопать, топать, издавать звуки голосом, стучать по определенным предметам. Хорошей подготовкой послужит игра «Комната наша музыкальный инструмент». Дети смогут ознакомиться с окружающей обстановкой более детально и внимательно, а также они будут представлять звучание того или иного предмета у себя в голове. Сейчас я предлагаю взять любую сказку и озвучить ее подручными средствами. (Колобок)

Посредством музыки можно оживить любые предметы (мебель, овощи) и сказки. Вместе с детьми можно изготовить разные инструменты: звенящие, гремящие, шумящие, шуршащие. Обычная связка разных ключей, скорлупки от орехов, разные по форме, размеру баночки и коробочки наполненные песком, горохом, гречкой, рисом, фасолью, бисером, бусинами, камешками. Можно наполнить стеклянные баночки, стаканы водой и ударять по ним деревянной палочкой.

 

Благодаря использованию инструментов сказка должна стать более интересной и яркой.Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Главное, чтобы не пропадал интерес у детей к музыкальной деятельности.