Развиваем речь

Бировчак Наталья Сергеевна, воспитатель

МБДОУ ЦРР Детский сад №8 «Звездочка»

ОСП «Детский сад №5 «Светлячок»

город Няндома 


Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Актуальность. Цель. Задачи.

3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты. Формы проведения итогов реализации программы.

4. Принципы построения программы.

5. Возрастные особенности детей 4-5 лет.

6. Перспективный план.

7. Список используемой литературы.

 

Пояснительная записка

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и способов развития речи. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы «От Рождения до школы», что создает преемственность в ходе работы по развитию речи в рамках непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

 

Актуальность
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и логопеда, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

Цель: Сформировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
Образовательные:

- выявление и развитие речевых способностей детей
научить владеть основными элементами правильной точной речи;

- формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.

Развивающие:

- развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи;

- развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации;

- развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;

- развитие умения взаимодействовать с партнером общения;

- развитие коммуникативных качеств ребенка.

Воспитательные:

- воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;

Формы работы

Подгруппа детей (12 человек).

Сроки реализации: с 1 октября 2018 года по 1 мая 2019 года.

Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25 минут. Предназначено для работы с детьми 5-6 лет.

Формы занятий:

1. Введение в тему занятия (чтение рассказов\сказок, рассматривание иллюстраций, беседа).

2.  Рассматривание картины.

3.  Рассматривание предметов.

4.  Загадывание загадок.

5.  Дидактические игры: пальчиковые; стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы); артикуляционная гимнастика; звуковые игры; дыхательная гимнастика.

Ожидаемые результаты

Разработанные занятия в кружке у дошкольников приводят к сдвигам в речевом и общем умственном их развитии. У детей формируется следующие результаты:

1. Повышается культура речи, развивается связанная речь, расширяется речевое общение, что способствует развитию личности ребенка, раскрытию его творческого потенциала;

2. Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.

Диагностическое исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин  у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР.

В целях комплексного исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР,  использовалась методика, предложенная Глуховым В. П., которая включает в себя следующие задания: составление описательного рассказа с опорой на картинку; составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке; составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Задание 1: Составление рассказа-описания.

Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.

Инструкция. При описании дается следующая инструкция-указание. Расскажи о предмете: какой он по величине, назови основные части; скажи, из чего он сделан и т.п.

Анализ результатов.

4 балла - В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета.

3 балла - Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета.

2 балла - Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета.

1 балл - Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания.

0 баллов - Задание не выполнено.

Оценка результатов:

4 балла - высокий уровень;

3 балла - средний уровень;

2 балла - недостаточный уровень;

1 балл - низкий уровень;

0 баллов - задание выполнено неадекватно.

Задание 2: Составление рассказа по сюжетной картинке.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного изображения предмета. Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного изображения предмета.

Инструкция. Расскажи что  нарисовано на картинке.

Анализ результатов.

4 балла - Самостоятельно составлен связный рассказ.  Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.

3 балла - Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражена характеристика предмета.

2 балла - Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь, иногда допускает ошибки, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога.

1 балл - Ребёнок затрудняется в составлении рассказа по сюжетной картинке. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов Содержание рассказов не последовательно и не логично, т. к. нарушена структура повествования.

0 баллов - Задание не выполнено.

Оценка результатов:

4 балла - высокий уровень;

3 балла - средний уровень;

2 балла - недостаточный уровень;

1 - балл низкий уровень;

0 - баллов задание выполнено неадекватно.

Задание 3: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Инструкция. Я покажу тебе картинки. Посмотри, что на них изображено. Эта картинка - начало рассказа, а этим все закончилось. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.

Анализ результатов.

4 балла - Самостоятельно составлен связный, интересный  рассказ.

3 балла - Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок.

2 балла - Ребёнок в рассказах по серии сюжетных картинок допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь.

1 балл - Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах по сюжетным картинкам. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена.

0 баллов - Задание не выполнено.

Оценка результатов:

4 балла - высокий уровень;

3 балла - средний уровень;

2 балла - недостаточный уровень;

1 балл - низкий уровень;

0 баллов - задание выполнено неадекватно.

Диагностика на начало года

Ф.И. ребенка

Уровень в баллах

Общий уровень в баллах

Составление рассказа-описания

Составление рассказа по сюжетной картинке

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

Наташа Б.

2 балла

2 балла

2 балла

2

2

Эльвира Г.

3 балла

3 балла

2 балла

2,66/ 3

3

Алина О.

2 балла

2 балла

2 балла

2

4

Женя С.

2 балла

2 балла

2 балла

2

5

Таня Х.

2 балла

2 балла

2 балла

2

6

Кирилл В.

1 балл

1 балл

0 баллов

0

7

Вика Ф.

2 балла

2 балла

2 балла

2

8

Полина С.

2 балла

3 балла

2 балла

2,33/ 2

9

Матвей С.

1 балл

1 балл

1 балл

1

10

Глеб М.

1 балл

1 балл

0 баллов

0

11

Матвей Т.

0 баллов

1 балл

0 баллов

0

12

Кристина Р.

2 балла

2 балла

1 балл

1,66/ 2

Диагностика на конец года

Ф.И. ребенка

Уровень в баллах

Общий уровень в баллах

Составление рассказа-описания

Составление рассказа по сюжетной картинке

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

Наташа Б.

 

 

 

 

2

Эльвира Г.

 

 

 

 

3

Алина О.

 

 

 

 

4

Женя С.

 

 

 

 

5

Таня Х.

 

 

 

 

6

Кирилл В.

 

 

 

 

7

Вика Ф.

 

 

 

 

8

Полина С.

 

 

 

 

9

Матвей С.

 

 

 

 

10

Глеб М.

 

 

 

 

11

Матвей Т.

 

 

 

 

12

Кристина Р.

 

 

 

 

 

К концу года дети должны уметь:

- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них;

- различать понятия: звук, буква, слог, предложение, текст;

- пересказывать небольшие литературные произведения.

- осознанно составлять рассказ по серии картинок;

- рассказывать сказки, загадывать и отгадывать загадки, выразительно в собственной манере прочесть стихотворение;

- составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-суждение.

 

Принципы построения программы:

1. Научность.

2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.

3. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие).

4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.

5. Доступность, конкретность.

6. Концентричность.

 

 

Перспективный план

Месяц

Тема

Программное содержание

Октябрь

«Дары Осени»

Развивать логическое мышление, речь, формировать умение внимательно слушать загадку;  не перебивать товарищей.

«Путешествие в лес»

Развивать воображение; выразительность речи; Формировать интерес к природе. Развивать произвольное внимание; речь; наглядно-образное мышления; воспитывать уважение и интерес к труду садовника.

«Деревья и кустарники нашего города»

Беседа: «Какие кустарники и деревья мы знаем». Познакомить детей с большим многообразием растительного покрова в нашем родном крае.

«День разноцветных листочков»

Закрепить знания детей об осеннем разнообразии цветов. Развивать эмпатию (сочувствие; сострадание), воображение; воспитывать бережное отношение к живой природе у листочков

Ноябрь

«Загадки на грядке»

Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта. Закреплять обобщающие понятия (овощи, урожай); упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.

Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима»

Закреплять связный, последовательный пересказ, выразительно передавать содержание, воспроизводить диалоги. Упражнять в подборе антонимов, заучить чистоговорки со звуком [з, з’].

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»

Побуждать к связному последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги.

«Бабушка- загадушка»

Закреплять умение детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества. Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. Упражняться в интонирование диалогов. Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.

Декабрь

«Любимые сказки»

Продолжать закреплять умение детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова. Учить детей угадывать

Творческое рассказывание «Сочиняем стихи о зиме»

Развивать интерес к поэтическому жанру, развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов по теме зима.

«Новогодние загадки и пословицы»

Продолжать формировать представление о жанровых особенностях загадок, пословиц, учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки и пословицы. Расширять словарь по теме Новый Год. Совершенствовать умение регулировать силу голоса и темп и речи.

Беседа «Новый год и Рождество»

Продолжать знакомить детей с историей празднования Нового Года и Рождества. Расширять словарь по теме. Учить отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять в образовании однокоренных слов. Активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.

Январь

Придумывание сказки на тему «Зимнее волшебство» 

Формировать умение придумывать сказку на предложенную тему. Упражнять в подборе синонимов, антонимов, определений. Сравнение имен прилагательных женского, мужского, среднего рода. Упражнять в словообразовании.

Рассказывание по картинке «Зимние забавы»

Способствовать умению придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи слов по теме зима. Учить различать на слух и дифференцировать в произношении звук

 

«Придумай рассказ»

Формировать умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание

Февраль

«Отвечай быстро»

Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, закреплять умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

«Наши защитники»

Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки. Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов. Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей. Практиковаться в обыгрывании придуманных ситуаций.

Творческое рассказывание «Почемучки»

Закреплять умение составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами: «почему? », «отчего? », «когда? », «что? », «где? ». Знакомить со способами словообразования.

Март

«Весна пришла!»

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения. Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Развивать воображение детей. Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства.

«К нам в гости пришел Буратино»

Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат. Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, подводить к составлению краткого описания игрушки, произвольно оперировать словами в игре по «живой» модели предложения, называть детали предметов; активизировать употребление глаголов; закрепить формы вежливого обращения.

«Кто быстрее?»

Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; уточнять и расширять знания детей о видах спорта: зимних и летних; развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей.

«Кто больше заметит небылиц»

Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление.

Апрель

«Скажи по-другому»

Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению; развивать словесно-логическое мышление.

«Поиграем с пальчиками»  

Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Формирование чувства музыкального темпа. Развитие чувства ритма и координации движений. Развитие сильного ротового выдоха.

«Добрые
слова»

Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание. Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. Воспитывать коммуникативные навыки общения.

«Веселые сочинялки»

Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие «рифма».Поощрять совместное стихосложение. Совершенствовать интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами речи. Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию.

Май

«В гостях у С.Я.Маршака»

Дать интонационно- образное представление о стихотворении. Побуждать к образному воплощению в роли. Развивать силу голоса. Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений.

«Веселые загадки о домашних животных»

Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Расширять словарь по теме «Домашнее животное».

 

 

Список воспитанников

1. Наташа Б.

2. Эльвира Г.

3. Алина О.

4. Женя С.

5. Таня Х.

6. Кирилл В.

7. Вика Ф.

8. Полина С.

9. Матвей С.

10. Глеб М.

11. Матвей Т.

12. Кристина Р.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Вераксы, Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Программа воспитания и обучения детей в детском саду. От рождения до школы. М., 2011.

2. Гербова, В. В. Учусь говорить. - М., 2003.

3. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой. - М., 1998.

4. Ушакова, О. С., Арушанова А. Г., Занятия по развитию речи в детском саду у детей 3-5 лет, 2012.

5. Стрельцова, Л. Е., Литература и фантазия. - М., 1997.