Проект "Вода-источник жизни"
Федорова Дарья Александровна, воспитатель
Березина Алена Юрьевна, воспитатель
МДОУ "Детский сад №10"
г.Ярославль
Продолжительность проекта:1 неделя
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Авторы проекта: Федорова Д.А., Березина А.Ю.
Участники проекта: дети группы №7, воспитатели, родители
Возраст детей: 3-4 года
Актуальность проекта:
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Вода-источник жизни» для детей младшего дошкольного возраста.
Дети мало знают о свойствах воды, зачем и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель проекта: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, знакомство со свойствами воды.
Задачи проекта:
-для детей
Образовательные:
- формировать представление о воде, как источнике жизни на земле;
- рассказать детям об интересных фактах где прячется вода, кому она нужна;
- обогатить словарный запас детей по данной теме;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
Развивающие:
- развивать творческое воображение, фантазию;
- развивать любознательность;
- развивать наблюдательность, мелкую моторику во время ИЗО – деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу;
- воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость.
-для родителей
Ø Установление партнерских отношений родителей и педагогов, родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
Ø Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
Ø Развитие творческих способностей родителей.
Ø Педагогическое просвещение родителей.
-для педагогов
v Повышение уровня педагогической компетентности.
v Профессиональный рост.
v Повышение качества работы с детьми и родителями.
v Пополнение наглядно – дидактического материала группы (Лэпбук – «Вода-источник жизни»).
Форма проведения итогового мероприятия проекта: физкультурное развлечение
Название итогового мероприятия проекта: «Праздник воды»
Продукты проекта:
- для детей
1.Коллективное рисование «Осьминожки»;
2.Рисование «Дождик,дождик»;
3.Оригами «Рыбки»;
4.Раскрашивание по теме;
5. Лепка «Осьминог»
- для педагогов
v презентация проекта.
- для родителей
· совместное с детьми рисование на тему проекта «Вода-источник жизни»;
Ожидаемые результаты
Для детей:
У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений.
Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса, какие предметы тонут, что растворяется в воде) в процессе практических опытов с водой.
У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
Для воспитателей:
- обобщение и распространение опыта;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
Для родителей:
- установление эмоционального контакта между детьми и родителями
Этапы реализации проекта
«Вода- источник жизни»
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами»
Направление |
Тема |
Цель |
Художественно-эстетическое развитие |
Оригами «Рыбки»
|
Познакомить детей с конструированием из бумаги в технике «оригами». |
Лепка «Осьминог» |
Развивать мелкую моторику, творческое воображение. |
|
Рисование «Дождик,дождик» |
Формировать умение подбирать цвета в соответствии с сюжетом |
|
Коллективное рисование «Осьминожки» |
Развивать творческое воображение, внимание, мышление и мелкую моторику кистей рук. |
|
Раскрашивание раскрасок |
Формировать умение подбирать цвета в соответствии с сюжетом |
|
Речевое развитие |
Чтение произведений: А.Барто «Девочка чумазая» Потешки:: «Водичка,водичка», «Дождик,дождик пуще».В.Бианки «Купание медвежат», А.Босеев «Дождь», Н.А.Рыжова «Не просто сказки» |
Познакомить детей с произведениями, отвечать на вопросы по произведению |
Отгадывание загадок |
Формировать познавательный интерес |
|
Артикуляционная гимнастика |
Вырабатывать полноценные движения и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные
|
|
Пальчиковая гимнастика «Веселые рыбки» |
Развивать речь и мелкую моторику |
|
Подвижные игры : «Ручеек», «Море волнуется раз…» |
Развивать координацию движений |
|
Познавательное развитие |
Эксперимент «Ветер по морю гуляет» |
Обнаружить воздух в воде |
Наблюдение |
Формировать представления детей о необходимости воды живой природе |
|
Эксперимент «Что растворяется в воде» |
Получение знаний о растворимых и нерастворимых в воде различных веществ |
|
Эксперимент «Тонет - не тонет» |
Расширять представления детей о воде. |
|
Беседы: «Зачем человеку нужна вода?», «Где прячется вода?», «Круговорот воды в природе», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной», «Что будет, если вся земля останется без воды» |
Расширять кругозор детей по теме «Вода-источник жизни» |
|
Социально-коммуникативное развитие |
Трудовая деятельность |
Развивать ценностное отношение к труду взрослого и сверстников |
С/Р игра: «Приготовь обед», «Искупай куклу», «Постирай кукле белье», «Садоводы»
|
Развивать интерес к разным видам деятельности и профессиям |
|
Д/И «Четвертый лишний», «Куда спряталась вода», «Собери картинки» |
Развивать представления детей о воде и ее обитателях. |
I этап - подготовительный |
||
Участники проекта |
Задачи этапа |
Средства решения, мероприятия |
Дети |
Выявить уровень представлений детей о значенииводы |
Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию. Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.
Что мы знаем о воде? Что мы хотим узнать? Кому нужна вода Что для этого необходимо сделать? Спросить взрослых. Обратиться за информацией к разным источникам. Разработать проект.
|
Родители |
Выявить уровень осведомлённости родителей о значимости воды. Формирование экологического сознания детей и родителей. Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. |
Консультация «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе»
|
II этап – основной |
||
Понедельник |
||
Дети |
|
Коммуникативная деятельность Презентация «Вода-водичка» - формировать представление оводе; - вызвать желание беречь ; Беседа «Зачем человеку нужна вода?» Игровая деятельность Д/И «Куда спряталась вода» (Цель-закреплять представления о свойствах воды) С/Р «Купание куклы» Познавательно-исследовательская деятельность Эксперимент «Свойства воды» Наблюдение Цветочек\веточка (в воде и без воды) Двигательная активность Подвижная игра «Море волнуется раз..» Пальчиковая гимнастика «Веселые рыбки» Гимнастика для глаз «Рыбка» Изобразительная деятельность Оригами «Рыбки» Восприятие художественной литературы Чтение потешек: «Водичка,водичка», «Дождик,дождик пуще», Чтение рассказа В.Бианки «Купание медвежат» |
Родители |
Заинтересовать родителей, показать актуальность направления. |
Консультация для родителей «Почему нужно беречь воду?»
|
Вторник |
||
Дети |
|
Коммуникативная деятельность Беседа «Где прячется вода?» Отгадывание загадок про воду Игровая деятельность Д/И «Четвертый лишний» С/Р игра «Постираем кукле белье» Двигательнаяактивность Пальчиковая гимнастика «Капель» Подвижная игра «Ручеек» Артикуляционная гимнастика «Слоник пьет» Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение Цветочек\веточка (в воде и без воды) Эксперимент «Ветер по морю гуляет»(Цель-обнаружить воздух в воде) Изобразительнаядеятельность Лепка «Осьминог» Восприятие художественной литературы Чтение :А.Барто «Девочка чумазая»
|
Родители |
|
Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Вода-источник жизни» |
Среда |
||
Дети |
|
Коммуникативная деятельность Беседа «Круговорот воды в природе» Игровая деятельность Д/И «Собери картинку» (разрезные картинки «Подводный мир») С/Р игра «Приготовим обед для куклы» Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение Цветочек\веточка (в воде и без воды) Эксперимент «Что растворяется в воде» (Цель: полчение знаний о растворимых и нерастворимых в воде различных веществ) Двигательная деятельность Гимнастика для глаз «Рыбка» Пальчиковая гимнастика «Веселые рыбки» Подвижная игра «Капельки и тучка» Музыкальная деятельность Прослушиваниемузыкальныхкоспозиций Изобразительная деятельность Коллективное рисование «Осьминожки» Восприятие художественной литературы А.Босеев «Дождь», Н.А.Рыжова «Не просто сказки» Трудовая деятельность Уход за комнатными растениями |
Родители |
|
Памятка для родителей «Наблюдаем летом «Природные явления»» |
Четверг |
||
Дети |
|
Коммуникативная деятельность Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной» Просмотр видеофильма «Природные явления» Игровая деятельность Д/и «Что изменилось» С/Р игра «Садоводы» (полив растений на участке) Восприятие художественной литературы ЧтениеК Чуковский «Мойдодыр» Двигательная деятельность Подвижная игра «Ручеек» Пальчиковая игра «Веселые рыбки» Познавательно-исследовательская деятельность Эксперимент «Буря в стакане» Наблюдение за птицами, которые моются в лужах Изобразительнаядеятельность Раскраски на тему
|
Родители |
|
Консультация для родителей «Проведение опытов с детьми дома» |
Пятница |
||
Дети |
|
Коммуникативная деятельность Беседа «Что будет, если вся земля останется без воды» Разгадывание загадок Игровая деятельность С/Р игра «Купание куклы» Д/И «Собери картинку» (разрезные картинки «Подводный мир») Двигательная деятельность Подвижная игра «Караси и щука» Гимнастика для глаз «Рыбка» Пальчиковая гимнастика «Капель» Познавательно-исследовательская деятельность Эксперимент «Тонет- не тонет» Изобрабразительнаядеятельная Рисование «Дождик,дождик» Трудовая деятельность Уход за растениями на участке/ в теплице Восприятие художественной литературы З.Александрова «Купание», А.С.Пушкин «О море» |
Родители |
|
Совместная деятельность с детьми – аппликация «Подводный мир» |
III этап – заключительный |
||
Дети |
Формировать навыки правильного поведения на природе, закрепить представления детей о взаимозависимости человека и природы |
Физкультурное развлечение «Праздник воды» |
Родители |
Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс. |
· совместное с детьми рисование на тему проекта «Вода-источник жизни»;
|