План-конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

Аксёнова Анастасия Олеговна, воспитатель

"МБДОУ №13"

Мурманская обл., Печенгский р-н., п. Спутник


ель:упражнять детей в правильном произношении звуков з, зь (в звукосочетаниях, словах, фразах), развивать речевое дыхание.

Задачи:

Развивающая. Познакомить со звуками [З], [З’]; тренировать навык четкого произношения этих звуков, формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух; диалогическую речь; речевое дыхание; умение отвечать на простые вопросы предложением; интерес к своему здоровью; умение узнавать называть (чистый-грязный) предмет, (полезные-вредные) продукты; умение сопровождать слова движениями.

Образовательная: продолжать знакомить детей с гигиеной полости рта по средствам повторения и закрепления слов больной – здоровый, хорошо-плохо.Тренировать навыки по созданию однородной группы предметов путем добавления предмета к предмету.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; уверенность в себе

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое.

 

Методические приёмы:

1.    Мотивация.

2.    Игровой (использование сюрпризных моментов, дидактическая игра).

3.    Словесный (напоминание, указание, вопросы, хоровые и индивидуальные ответы детей).

4.    Поощрение, анализ занятия.

Материалы:

Резиновый щенок

Кукла Зина

Корзина

Дидактическая игра «Веселый и грустный зуб»

Ход занятия:

1.    Вводная часть:

Воспитатель:

- Ребята! Слышите? Кто-то стучит в дверь? Давайте я открою ее, и мы узнаем кто же пришел к нам в гости?

Ответы детей: да, открывайте, давайте посмотрим.

Воспитатель открывает дверь. Это же наша собачка Тяпа, она совсем запыхалась! Давайте вспомним как дышат собаки.

Воспитатель открывает рот, высовывает язык и делает вдох-выдох, просит повторить детей.

В: - Ну что ребята удобно так дышать? Правильно не удобно почему?

Д: -Сохнет язычок, не удобно,не красиво.

В: -А как дышит человек?

Ответы детей

В:-Правильно носом. Давайте попробуем сделать пять вдохов и выдохов через нос.

Воспитатель начинает делать медленные вдохи и выдохи носом, загибая при этом пальцы на руке, дети повторяют.

-Ребята, а как нужно дышать при разговоре. Правильно вдыхать носом и выдыхать вместе со звуками. Давайте 5 раз вдохнем носом и медленно выдохнем ртом. А теперь Давайте споем песенку «А», «Ы», «У». Для того что бы сосредоточить внимание ребенка на положении губ при артикуляции произносимого звука, показываем зрительные символы гласных звуков (приложение 1).

В: Молодцы ребята отличные спели песенки давайте похлопаем друг другу.

 

Теперь я предлагаю вам поиграть со звуком З и ЗЬ и потом ответить мне чем же они отличаются!

 

1.    Правильная артикуляция звука [з].

Воспитатель следит, что бы губы были в улыбке, зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Широкий кончик языка находится за нижними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам.

• Произносим отрывисто и энергично звук [з] [з] [з]…

• А теперь поём долго, протяжно [ззз]…

А) Игра «Поймай звук».

Воспитатель произносит звуки. Дети хлопают, когда слышат звук [з].

З, ж, з, з, б, ж, с, з, я, з, м, с, ж, к, ш, н, с, у, з, р, ж,з…

Б)  Игра «Эхо».

Воспитатель произносит слоги, дети повторяют. (следить за правильным произношением звука [з]).

- за- за- за, зо- зо- зо, зу- зу- зу, зы- зы- зы.

2.    Правильная артикуляция звука [зь].

 Воспитатель следит, что бы средняя часть  языка была больше приподнята вверх,   передняя часть языка более выгнута.

• Произносим отрывисто и энергично звук [зь] [зь] [зь]…

• Поем долго, протяжно [зь]… на выдохе.

А) Игра «Эхо»

Воспитатель произносит слоги, дети повторяют. (следить за правильным произношением звука [зь]).

- зя- зя- зю, зю- зю- зю, зе- зе- зе, зи- зи- зи.

Б) Игра «Один – Много».

Воспитатель говорит: одна зебра –дети много зебр, одна корзина – много корзин и т д.

Итак ребята, мы поиграли с вами со звуками (з) и (зь) скажите, пожалуйста какой из них мягкий а какой твердый. Хвалим за правильные ответы.

2.Основная часть.

Ребята послушайте стишок:

Зину купили мы в магазине. 
Зину в корзине домой отнесли. 
Зиму прождала Зина в корзине
Знаем где Зина. Иди, поищи!

В: - Про кого стишок? Как зовут куклу? Где ее купили? Куда положили?

Д: - Кукла. Зина. В магазине. В корзину.

В: - А давайте поищем, вдруг эта корзина стоит у нас в группе.

Дети ищут корзину, находят её, а в ней кукла с перевязанным лицом как при зубной боли на детских иллюстрациях.

В: - Ой, а взгляните, что случилось с нашей куколкой Зиной?

Ответы детей: Зина заболела, грустная, ей плохо.

В: - Правильно, молодцы. А как вы догадались

Д: - У неё перевязана голова, щека, лицо.

В: - Правильно, если быть точнее у нашей Зины болит зуб. Зубки у нас покрыты крепкой белой эмалью. Это самое твердое вещество в вашем организме. Пока она целая невредимая – бояться нам нечего. Но нужно быть осторожнымиМежду зубами всегда остается еда, а вместе с ней и микробы. «Вымести» этих микробов можно с помощью зубной щетки. Но не так легко справиться с теми, что селятся в дырочке. Устроившись внутри зуба, микробы начинают его разрушать. Тут уж не избежать визита к врачу. Как вы думаете чистила наша Зина зубы?

Спрашивать детей по очереди, стимулируя их к полному ответу, автоматизируя произношение звуков (з) (зь).

Д: Зина зубы не чистила. Поэтому у Зины болят зубы. Теперь у Зины много забот. Зине не повезло.

Физкультминутка:

Детки, давайте же покажем нашей Зине как чистить зубы.

Под песенку «Чистим зубки каждый день» повторяем за воспитателем движения.

Зубы вот так вот чистим мы, чистим мы, чистим мы, (движения чистки зубов)

Зубы вот так вот чистим мы каждое утро.

Чистим вверх и чистим вниз, влево вправо и вокруг (приседания, наклоны, поворот)

Мы улыбнемся белоснежно, если чистим так. (улыбаемся, руки в стороны).

Зубы вот так вот чистим мы, чистим мы, чистим мы,

Зубы вот так вот чистим мы каждый вечер.

Чистим вверх и чистим вниз, влево вправо и вокруг

Скажем им спокойной ночи зубки бережём.

Какие молодцы научили Зину чистить зубы. Теперь давайте поиграем. Посмотрите, что у меня есть?

Дидактическая игра «Веселый и грустный зуб». (приложение 2)

- Посмотрите на эти картинки (веселый и грустный зуб)

- Почему зуб грустный? (наводим детей на развернутые ответы с употреблением слов, содержащих звуки з, зь.

Д: Этот Зуб заболел

В: А этот зуб?

Д: Этот зуб здоровый.

 

Картинки зубов крепятся на доску Детям предлагается подходить поочерёдно, выбирать полезные для зубов продукты, затем вредные и крепить их с помощью липучек к соответствующему изображению зуба. При этом побуждаем ребенка говорить следующие фразы; посмотри Зина это для зуба вредно, а это полезно.

(Предложены следующие продукты: рыба, шоколад, леденцы, кефир, мороженое, конфета, паста, щетка, кока-кола, пепси – кола, фрукты, овощи, ягоды).

- Молодцы, справились с заданием.

- Какие предметы гигиены нужны человеку, чтобы ухаживать за зубами (зубная паста, щетка, зубочистки). Повторяем эти слова все вместе. Теперь берем щетку и чистим  зубы, открепляя ей картинки с изображением продуктов.

3. Заключительная часть

Сейчас мы поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили материал:

- Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

- На неправильный совет

Говорите "Нет, нет, нет!"

Говорила маме Зина:

"Я не буду чистить зубы".

И теперь у нашей Зины

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Зина?

Нет!

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

 

 

Список литературы:

 

1.                             Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство [Текст]:/ Марина Полякова. — 4-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 208 с

 

2.                             Шаблыко, Е.И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников и младших школьников [Текст]:/ Е.И. Шаблыко/ Пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с