Конспект организованной образовательной деятельности

"Путешествие по временам года"

Дегтярёва Валентина Ивановна, воспитатель высшей категории

МДОБУ №19

Башкортостан, г.Белорецк


Цель: обобщение имеющихся представлений детей о временах года .

           Задачи:

           Обучающие:  

           -обобщать и систематизировать знания детей о временах года, о род-

ном крае;

           -закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах Башкор- тостана;

            -о диких животных наших лесов, их детёнышах и жилищах;

            -о деревьях родного края (лиственных и хвойных);

            - закрепить названия месяцев, количественный и порядковый счет в  пределах 10;

            -упражнять в конструировании по образцу из бумаги.

Развивающие:

-развивать у детей интерес к самостоятельному решению познава-

тельных задач,развивать память,внимание, речь детей,творчество,мелкую моторику.

Воспитывающие:

-воспитывать любознательность,наблюдательность;

           -любовь и бережное отношение к родной природе;

           -воспитывать у детей доброту,отзывчивость,дружеские взаимоотно- шения между детьми.

Интеграция:речевое развитие,физическое развитие,художественно- эстетическое развитие.

Предварительная работа: беседа с детьми о временах года, их     

признаках, о зимующих и перелётных птицах, диких животных, наблюде-  

ния, чтение стихотворений и рассказов о животных, птицах, разучивание загадок, физминуток, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, 

картин, просмотр презентаций о животном и растительном мире Башкор- 

тостана.

Методы и приёмы: вопросы, игровой, индивидуальный дифферен- 

цированный подход, наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный.

Материалы и оборудование: настенная доска, мольберт,иллюстра-

ции и картинки с изображением птиц ,животных, их детёнышей, деревьев, 

сухой бассейн, разноцветные ленты,карточки с цифрами от 1 до 10, набо- 

ры полосок цветной бумаги для художественного конструирования.ножни-

цы,клей -карандаш,салфетки,плакат с иллюстрациями времён года.

Дети заходят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель:Ребята,сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте по-

здороваемся и пригласим наших гостей в круг.

Становитесь дружно в круг                (становимся в круг подаём друг другу

я твой друг и ты мой друг.                   руки)                                           

Дружбой крепкой мы сильны.             (идём по кругу)

Друзей мы не бросаем.

Если кто попал в беду-                        (сужаем круг)

Быстро помогаем!                                (расходимся из круга)

Наша дружба не кончается,                 (поднимаем руки вверх)

Занятие начинается.                              (машем вверху ладошками)

-Ребята,скажите,как называется наша страна?( республика, родной город)

(ответы детей)

-Сегодня мы совершим удивительное путешествие по временам года. Мы 

будем говорить о природе родного края Башкортостана.

-А с какого времени года начнётся путешествие вы узнаете, если отгадаете загадку.

                  "Дел у меня немало- я белым одеялом.

                   Всю землю укрываю, в лёд реки убираю.

                   Белю поля, дома,зовут меня ...(зима)."

-Назовите зимние месяцы?(ответы детей)

-Обратите внимание на плакат,который висит на доске.Сейчас мы попробу- 

ем с помощью картинок назвать зимние приметы. Вы должны выбрать только те картинки , которые относятся к зиме.(ответы детей)

   -Зимой на улице холодно.Люди одеты в тёплую одежду.

   -На улице часто идёт снег.

   -Зимой деревья стоят голые.

   -Зимой к нам прилетают снегири.

   -Люди развешивают кормушки, подкармливают птиц.

   -Дети катаются с горки на санках, лепят снеговика,играют в снежки.

   -Зимой животным в лесу очень трудно добывать себе пищу.

Воспитатель:Ребята,а вы хотите сейчас поиграть со снегом.(На столах сто-ят два сухих бассейна).Найдите в снегу одну картинку и встаньте в общий круг. Игра"Животное-детёныш-жилище."Рассмотрите друг у друга картинки.Животные найдите своего детёныша и встаньте парами.А сейчас 

животные отведите своих детёнышей в своё жилище(заяц-зайчонок-кустик; лиса-лисёнок- нора; медведь-медвежонок-берлога; лось-лосёнок- 

лес; волк-волчонок-логово;белка-бельчонок-дупло; ёж-ежонок-корни де- 

ревьев,кучи листьев).

Дети закрепляютназвания диких животных,ихдетёнышей, жилища, затем

садятся на стульчики перед экраном телевизора.

Воспитатель: А сейчас посмотрите отрывок из мультфильма (мультфильм

"Весенние мелодии").

-О каком времени года рассказывается в мультфильме?

- Что происходит с природой весной?(дети называют признаки весны)

- Назовите весенние месяцы? (ответы детей)

- Становитесь быстро в круг, будем птиц встречать.Проводится игра"Гори,

гори ясно"(с лентами, на лентах прикреплены перелётные птицы).

-Какие птицы прилетают к нам весной,назовите их.(перелётные: грачи,

скворцы, ласточки, трясогузки,иволги, утки,цапли, аисты, соловьи).

-Какая птица здесь лишняя и почему?(снегирь;он прилетает к нам зимой)

- Ну вот на смену весны спешит другое время года. А вот какое это время 

года вы догадаетесь из игры, доскажите словечки.

Ра-ра-ра-ра-начинается (игра);

За- за -за -за - солнце светит нам в (глаза);

Ют - ют - ют -ют -птицы весело (поют);

Ам - ам - ам - ам -звери бродят по (лесам);

Ке - ке - ке - ке -дети дружно  бегут к (реке);

Лю - лю -лю - лю -это время года я (люблю).

- Окаком времени года мы сейчас говорили? (о лете)

-Что можно ещё рассказать о лете?(дети называют летние признаки)

- Назовите летние месяцы? (ответы детей)

- Летом все деревья одеты в зелёные наряды.Сейчас попробуем узнать де-

ревья и разделим их на две группы.Какие бывают деревья?(лиственные и 

хвойные) Детиназывают деревья.

     дуб - лиственноеель - хвойное

      берёза - лиственное                         сосна - хвойное

      клён - лиственное кедр - хвойное

      рябина - лиственноелиственница - хвойное

яблоня - лиственное

ива - лиственное

-Сейчас подойдите к плакату,скажите какие картинки мы не называли?

Расскажите про эти картинки.(ответы детей)

- Листья на деревьях пожелтели.

     -Часто идут дожди.

     - Птицы улетают в тёплые страны.

     - Листья с деревьев облетают...

- О каком времени года вы рассказали?

- Назовите осенние месяцы? ( ответы детей)

- У вас на столах лежат птицы.Сейчас я буду называть поочерёдно птиц,кто из вас услышит название своей птицы, возьмет картинку и поставит её на доску.(воробей,голубь, сорока,синица, дятел, ворона, галка, снегирь,сова,

свиристель)

- Какие это птицы? (зимующие)

- Сколько на доске птиц? (закрепляем количественный счёт в пределах 10)

-Какой по счёту дятел? снегирь? свиристель? и т.д. (закрепляем порядко-

вый счёт ).

- А сейчас я предлагаю вам сделать из бумаги зайца (в технике оригами).

Дети выполняют работу по показу педагога. Повторить стихотворение: 

" Заяц косой умылся росой.Съел земляничку,из лужи водичку. Попил,по-

лежал.Гулять побежал."

- Вот и наши зайцы сейчас побегут на поляну(выставляем работы).

Итог:Ребята вам понравилось занятие?Чем мы занимались на занятии?

(ответы детей)