Конспект организованной образовательной деятельности
"Путешествие по временам года"
Дегтярёва Валентина Ивановна, воспитатель высшей категории
МДОБУ №19
Башкортостан, г.Белорецк
Цель: обобщение имеющихся представлений детей о временах года .
Задачи:
Обучающие:
-обобщать и систематизировать знания детей о временах года, о род-
ном крае;
-закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах Башкор- тостана;
-о диких животных наших лесов, их детёнышах и жилищах;
-о деревьях родного края (лиственных и хвойных);
- закрепить названия месяцев, количественный и порядковый счет в пределах 10;
-упражнять в конструировании по образцу из бумаги.
Развивающие:
-развивать у детей интерес к самостоятельному решению познава-
тельных задач,развивать память,внимание, речь детей,творчество,мелкую моторику.
Воспитывающие:
-воспитывать любознательность,наблюдательность;
-любовь и бережное отношение к родной природе;
-воспитывать у детей доброту,отзывчивость,дружеские взаимоотно- шения между детьми.
Интеграция:речевое развитие,физическое развитие,художественно- эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседа с детьми о временах года, их
признаках, о зимующих и перелётных птицах, диких животных, наблюде-
ния, чтение стихотворений и рассказов о животных, птицах, разучивание загадок, физминуток, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций,
картин, просмотр презентаций о животном и растительном мире Башкор-
тостана.
Методы и приёмы: вопросы, игровой, индивидуальный дифферен-
цированный подход, наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный.
Материалы и оборудование: настенная доска, мольберт,иллюстра-
ции и картинки с изображением птиц ,животных, их детёнышей, деревьев,
сухой бассейн, разноцветные ленты,карточки с цифрами от 1 до 10, набо-
ры полосок цветной бумаги для художественного конструирования.ножни-
цы,клей -карандаш,салфетки,плакат с иллюстрациями времён года.
Дети заходят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель:Ребята,сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте по-
здороваемся и пригласим наших гостей в круг.
Становитесь дружно в круг (становимся в круг подаём друг другу
я твой друг и ты мой друг. руки)
Дружбой крепкой мы сильны. (идём по кругу)
Друзей мы не бросаем.
Если кто попал в беду- (сужаем круг)
Быстро помогаем! (расходимся из круга)
Наша дружба не кончается, (поднимаем руки вверх)
Занятие начинается. (машем вверху ладошками)
-Ребята,скажите,как называется наша страна?( республика, родной город)
(ответы детей)
-Сегодня мы совершим удивительное путешествие по временам года. Мы
будем говорить о природе родного края Башкортостана.
-А с какого времени года начнётся путешествие вы узнаете, если отгадаете загадку.
"Дел у меня немало- я белым одеялом.
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю.
Белю поля, дома,зовут меня ...(зима)."
-Назовите зимние месяцы?(ответы детей)
-Обратите внимание на плакат,который висит на доске.Сейчас мы попробу-
ем с помощью картинок назвать зимние приметы. Вы должны выбрать только те картинки , которые относятся к зиме.(ответы детей)
-Зимой на улице холодно.Люди одеты в тёплую одежду.
-На улице часто идёт снег.
-Зимой деревья стоят голые.
-Зимой к нам прилетают снегири.
-Люди развешивают кормушки, подкармливают птиц.
-Дети катаются с горки на санках, лепят снеговика,играют в снежки.
-Зимой животным в лесу очень трудно добывать себе пищу.
Воспитатель:Ребята,а вы хотите сейчас поиграть со снегом.(На столах сто-ят два сухих бассейна).Найдите в снегу одну картинку и встаньте в общий круг. Игра"Животное-детёныш-жилище."Рассмотрите друг у друга картинки.Животные найдите своего детёныша и встаньте парами.А сейчас
животные отведите своих детёнышей в своё жилище(заяц-зайчонок-кустик; лиса-лисёнок- нора; медведь-медвежонок-берлога; лось-лосёнок-
лес; волк-волчонок-логово;белка-бельчонок-дупло; ёж-ежонок-корни де-
ревьев,кучи листьев).
Дети закрепляютназвания диких животных,ихдетёнышей, жилища, затем
садятся на стульчики перед экраном телевизора.
Воспитатель: А сейчас посмотрите отрывок из мультфильма (мультфильм
"Весенние мелодии").
-О каком времени года рассказывается в мультфильме?
- Что происходит с природой весной?(дети называют признаки весны)
- Назовите весенние месяцы? (ответы детей)
- Становитесь быстро в круг, будем птиц встречать.Проводится игра"Гори,
гори ясно"(с лентами, на лентах прикреплены перелётные птицы).
-Какие птицы прилетают к нам весной,назовите их.(перелётные: грачи,
скворцы, ласточки, трясогузки,иволги, утки,цапли, аисты, соловьи).
-Какая птица здесь лишняя и почему?(снегирь;он прилетает к нам зимой)
- Ну вот на смену весны спешит другое время года. А вот какое это время
года вы догадаетесь из игры, доскажите словечки.
Ра-ра-ра-ра-начинается (игра);
За- за -за -за - солнце светит нам в (глаза);
Ют - ют - ют -ют -птицы весело (поют);
Ам - ам - ам - ам -звери бродят по (лесам);
Ке - ке - ке - ке -дети дружно бегут к (реке);
Лю - лю -лю - лю -это время года я (люблю).
- Окаком времени года мы сейчас говорили? (о лете)
-Что можно ещё рассказать о лете?(дети называют летние признаки)
- Назовите летние месяцы? (ответы детей)
- Летом все деревья одеты в зелёные наряды.Сейчас попробуем узнать де-
ревья и разделим их на две группы.Какие бывают деревья?(лиственные и
хвойные) Детиназывают деревья.
дуб - лиственноеель - хвойное
берёза - лиственное сосна - хвойное
клён - лиственное кедр - хвойное
рябина - лиственноелиственница - хвойное
яблоня - лиственное
ива - лиственное
-Сейчас подойдите к плакату,скажите какие картинки мы не называли?
Расскажите про эти картинки.(ответы детей)
- Листья на деревьях пожелтели.
-Часто идут дожди.
- Птицы улетают в тёплые страны.
- Листья с деревьев облетают...
- О каком времени года вы рассказали?
- Назовите осенние месяцы? ( ответы детей)
- У вас на столах лежат птицы.Сейчас я буду называть поочерёдно птиц,кто из вас услышит название своей птицы, возьмет картинку и поставит её на доску.(воробей,голубь, сорока,синица, дятел, ворона, галка, снегирь,сова,
свиристель)
- Какие это птицы? (зимующие)
- Сколько на доске птиц? (закрепляем количественный счёт в пределах 10)
-Какой по счёту дятел? снегирь? свиристель? и т.д. (закрепляем порядко-
вый счёт ).
- А сейчас я предлагаю вам сделать из бумаги зайца (в технике оригами).
Дети выполняют работу по показу педагога. Повторить стихотворение:
" Заяц косой умылся росой.Съел земляничку,из лужи водичку. Попил,по-
лежал.Гулять побежал."
- Вот и наши зайцы сейчас побегут на поляну(выставляем работы).
Итог:Ребята вам понравилось занятие?Чем мы занимались на занятии?
(ответы детей)