Проект в средней группе "Правила дорожные соблюдать положено!"

Лебедева Ольга Викторовна, воспитатель

Семкина Олеся Михайловна, воспитатель

Мешкова Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования

МБДОУ "Детский сад №62 "Каравай"

город Смоленск


Актуальность:

На дорогах России увеличивается число пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях. К большому сожалению, в числе пострадавших есть и несовершеннолетние дети. Причиной большинства ДТП являются грубейшие нарушения правил дорожного движения, и часто их виной бывают дети, из–за недостаточных знаний правил безопасности дорожного движения.

Формирование у детей основ безопасности на дороге – совместная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения, родителей, инспектора дорожно–патрульной службы. Знакомить детей с правилами дорожного движения необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью человека. Формирование у дошкольников культуры поведения на улице и в транспорте тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве и представлений о скорости движения.

Для воспитания дисциплинированного пешехода необходимо прививать с детства такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Очень важно не пугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для малыша, как беспечность или невнимательность.

Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Проблема – Внимателен ли ребенок на дороге? Соблюдает ли элементарные правила дорожного движения? Знает ли, как вести себя в разных ситуациях на улице или транспорте?

Предпосылки к созданию проекта.

Просмотр мультфильма «Вредные советы: безопасность на дороге».

Цель -  Формирование навыков безопасного поведения на дорогах и повышение компетенции родителей в данной области.

 

Задачи:

Обучающие:

·                     Закрепить и расширить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, значений сигналов светофора;

·                     Научить определять опасную ситуацию, находить быстрый выход из нее и по возможности ее избегать;

·                     Формировать культуру поведения на улице и дороге;

Развивающие:

·                     Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

Воспитательные:

·                     Воспитывать дисциплинированность, взаимоуважение ко всем участникам дорожного движения.

·                     Воспитывать ответственное отношение к своей безопасности, чувство самосохранения.

Тип проекта– познавательно – практический.

По количеству участников – групповой.

По длительности –краткосрочный

Участники проекта -  дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Продукт проекта – альбом рисунков «Дорожные знаки на улицах моего города», дидактические игры «Собери знак», «Подбери нужные знаки».

Методы проекта:

1.    Непосредственно-образовательная деятельность:

2.    Художественное творчество.

3.    Ситуационно-имитационное моделирование.

4.    Чтение художественной литературы.

5.    Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

6.    Проведение досуга  по теме проекта.

7.    Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.

8.    Работа с родителями.

9.    Использование видеоматериалов по проблеме ПДД.

Оборудование:Дорожные знаки, макет светофора, иллюстрации по теме, макет улицы, домов, дорожных знаков, деревьев, маленькие машинки и человечек, рули, круги красного, желтого и зеленого цветов, две стойки, элементы костюма ГИБДД, строительный материал, дидактические игры по теме, большой грузовик, соломинки, стаканы с водой, пешеходный переход, гуашь, штамп из картофеля, клей, готовые фигуры для аппликации, альбомные листы, разрезные картинки самолета, автобуса, поезда, мольберт.

Ожидаемый результат:  Сформирование у детей навыка ориентирования на макете, а затем на улице по дорожным знакам, пешеходным переходам и сигналам светофора, знаний правил поведения на улице и дороге; развитие внимания, осторожности, наблюдательности, дисциплинированности; желания выполнять правила дорожного движения.

Используемая литература:

1.     Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения», Изд.: Творческий центр, Москва, 2013

2.     Л.А. Вдовиченко «Ребенок на улице», Изд.: Детство – пресс, Санкт – Петербург, 2008.

3.     Н.В. Елжова «ПДД в детском саду» второе издание, Изд.: Феникс, Ростов – на – Дону, 2013.

4.     Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова, О.Н. Сирченко, Э.Г. Шамаева «Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет», Изд.: Учитель, Волгоград,2013.

5.     З.А. Ефанова «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа», Изд.: Учитель, Волгоград, 2014.

6.     Интернет – ресурсы.

7.     Художественная литература.

 

 

 

Этапы:

Первый этап- подготовительный

1.                Изучение методической литературы

2.                Организация предметно-развивающей среды

3.                Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, музыкальных произведений, презентации,  интернет-ресурсов по теме проекта.

Второй этап -  познавательно - творческий 

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, двигательная, изобразительная, элементарная трудовая  деятельность, ознакомление с художественной литературой по теме «Правила дорожного движения», взаимодействие с семьёй.

Третий этап – заключительный

Оформление выставки детских работ.

Оформление альбома детско – родительских работ «Дорожные знаки моего города»

Интеграция образовательных областей.

Области

Задачи

Социально – коммуникативное развитие. 

Развивать желание изучать и соблюдать правила дорожного движения.  Развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарный запас.

Познавательное развитие. 

 

Формировать и совершенствовать знания детей о видах транспорта, транспорта «специального назначения»,  дорожных знаков, сигналов светофора, профессии инспектора ГИБДД.

Художественно – эстетическое развитие.

 

Развивать эмоциональные отзывы детей на литературные произведения, интерес к ним. Развивать эстетическое восприятие образа  и умение передавать увиденное в рисовании, поделках. Воспитывать интерес к разным видам изобразительной деятельности. Вызывать желание создавать коллективные композиции.

Физическое развитие.  

Побуждать детей к двигательной активности. Воспитывать умение самостоятельно действовать в предложенной ситуации, ориентироваться в пространстве.

 

Содержание деятельности.

Область

Дата

Наименование деятельности

Социально – коммуникативное развитие. 

 

 

Дидактические игры «Подбери нужные знаки», «Собери знак», «Вопрос – ответ», «Дорожные знаки», лото «Дорожные знаки», «Передай жезл». Пальчиковая игра «Транспорт», «Машина».

Художественная литература:

·       И. Серяков «Улица, где все спешат»,

·       А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»,

·       В. Клименко «Происшествие с игрушками»,

·       С. Михалков «Дядя Степа»,

·       К. Малеванная «Приключения бабы Яги»,

·       В. Семернин «Запрещается – разрешается»,

·       С. Михалков «Моя улица»,

·       Ю. Трофимов «Песенка про светофор».

·       Отгадывание загадок.

Беседа «Переход проезжей части в разное время года».

Познавательно – исследовательская деятельность. 

 

 

ООД с элементами экспериментирования «Дорожный транспорт»

Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки совы».

Художественно – эстетическое развитие. 

 

 

 

 

Рисование «Правила дорожного движения. Светофор».

Аппликация  «Грузовик на дорогах города».

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»

Создание альбома «Дорожные знаки на улицах моего города». Рассматривание иллюстраций и выставка творческих работ.

Физическое развитие. 

В течение всего проекта

Подвижные игры «К своему знаку», «Светофор», «Автомобиль и светофор». Физминутка «Дорога не тропинка».

Работа с родителями. 

 

В течение всего проекта

Консультации ««Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах». Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле». Оформление родительского уголка на тему «Безопасность на дороге» Совместная работа над альбомом «Дорожные знаки на улицах моего города»

 

 

Вывод:

В работе над проектом, с детьми были  использованы наглядные, словесные, практические, игровые методы, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Данные методы были реализованы, используя разнообразные приемы такие, как образец воспитателя, показ способов действия, рассматривание иллюстраций, использование дидактических пособий в виде предметов соответствующих учебным задачам занятиям, вопросы, художественное слово, пояснения к действиям, упражнение детей, дидактическая игра и игровые упражнения.

Участие детей в проекте позволило обогатить знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, светофоре. Дети научились определять опасную ситуацию на дороге и варианты ее избежания или исправления. Реализация данного проекта вызвала более тесное сплочение между его участниками.

 

 Проблема данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты.