Проект в средней группе "Правила дорожные соблюдать положено!"
Лебедева Ольга Викторовна, воспитатель
Семкина Олеся Михайловна, воспитатель
Мешкова Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования
МБДОУ "Детский сад №62 "Каравай"
город Смоленск
Актуальность:
На дорогах России увеличивается число пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях. К большому сожалению, в числе пострадавших есть и несовершеннолетние дети. Причиной большинства ДТП являются грубейшие нарушения правил дорожного движения, и часто их виной бывают дети, из–за недостаточных знаний правил безопасности дорожного движения.
Формирование у детей основ безопасности на дороге – совместная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения, родителей, инспектора дорожно–патрульной службы. Знакомить детей с правилами дорожного движения необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью человека. Формирование у дошкольников культуры поведения на улице и в транспорте тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве и представлений о скорости движения.
Для воспитания дисциплинированного пешехода необходимо прививать с детства такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Очень важно не пугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для малыша, как беспечность или невнимательность.
Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Проблема – Внимателен ли ребенок на дороге? Соблюдает ли элементарные правила дорожного движения? Знает ли, как вести себя в разных ситуациях на улице или транспорте?
Предпосылки к созданию проекта.
Просмотр мультфильма «Вредные советы: безопасность на дороге».
Цель - Формирование навыков безопасного поведения на дорогах и повышение компетенции родителей в данной области.
Задачи:
Обучающие:
· Закрепить и расширить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, значений сигналов светофора;
· Научить определять опасную ситуацию, находить быстрый выход из нее и по возможности ее избегать;
· Формировать культуру поведения на улице и дороге;
Развивающие:
· Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
Воспитательные:
· Воспитывать дисциплинированность, взаимоуважение ко всем участникам дорожного движения.
· Воспитывать ответственное отношение к своей безопасности, чувство самосохранения.
Тип проекта– познавательно – практический.
По количеству участников – групповой.
По длительности –краткосрочный
Участники проекта - дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.
Продукт проекта – альбом рисунков «Дорожные знаки на улицах моего города», дидактические игры «Собери знак», «Подбери нужные знаки».
Методы проекта:
1. Непосредственно-образовательная деятельность:
2. Художественное творчество.
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы.
5. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
6. Проведение досуга по теме проекта.
7. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
8. Работа с родителями.
9. Использование видеоматериалов по проблеме ПДД.
Оборудование:Дорожные знаки, макет светофора, иллюстрации по теме, макет улицы, домов, дорожных знаков, деревьев, маленькие машинки и человечек, рули, круги красного, желтого и зеленого цветов, две стойки, элементы костюма ГИБДД, строительный материал, дидактические игры по теме, большой грузовик, соломинки, стаканы с водой, пешеходный переход, гуашь, штамп из картофеля, клей, готовые фигуры для аппликации, альбомные листы, разрезные картинки самолета, автобуса, поезда, мольберт.
Ожидаемый результат: Сформирование у детей навыка ориентирования на макете, а затем на улице по дорожным знакам, пешеходным переходам и сигналам светофора, знаний правил поведения на улице и дороге; развитие внимания, осторожности, наблюдательности, дисциплинированности; желания выполнять правила дорожного движения.
Используемая литература:
1. Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения», Изд.: Творческий центр, Москва, 2013
2. Л.А. Вдовиченко «Ребенок на улице», Изд.: Детство – пресс, Санкт – Петербург, 2008.
3. Н.В. Елжова «ПДД в детском саду» второе издание, Изд.: Феникс, Ростов – на – Дону, 2013.
4. Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова, О.Н. Сирченко, Э.Г. Шамаева «Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет», Изд.: Учитель, Волгоград,2013.
5. З.А. Ефанова «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа», Изд.: Учитель, Волгоград, 2014.
6. Интернет – ресурсы.
7. Художественная литература.
Этапы:
Первый этап- подготовительный
1. Изучение методической литературы
2. Организация предметно-развивающей среды
3. Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, музыкальных произведений, презентации, интернет-ресурсов по теме проекта.
Второй этап - познавательно - творческий
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, двигательная, изобразительная, элементарная трудовая деятельность, ознакомление с художественной литературой по теме «Правила дорожного движения», взаимодействие с семьёй.
Третий этап – заключительный
Оформление выставки детских работ.
Оформление альбома детско – родительских работ «Дорожные знаки моего города»
Интеграция образовательных областей.
Области |
Задачи |
Социально – коммуникативное развитие. |
Развивать желание изучать и соблюдать правила дорожного движения. Развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарный запас. |
Познавательное развитие.
|
Формировать и совершенствовать знания детей о видах транспорта, транспорта «специального назначения», дорожных знаков, сигналов светофора, профессии инспектора ГИБДД. |
Художественно – эстетическое развитие.
|
Развивать эмоциональные отзывы детей на литературные произведения, интерес к ним. Развивать эстетическое восприятие образа и умение передавать увиденное в рисовании, поделках. Воспитывать интерес к разным видам изобразительной деятельности. Вызывать желание создавать коллективные композиции. |
Физическое развитие. |
Побуждать детей к двигательной активности. Воспитывать умение самостоятельно действовать в предложенной ситуации, ориентироваться в пространстве. |
Содержание деятельности.
Область |
Дата |
Наименование деятельности |
Социально – коммуникативное развитие.
|
|
Дидактические игры «Подбери нужные знаки», «Собери знак», «Вопрос – ответ», «Дорожные знаки», лото «Дорожные знаки», «Передай жезл». Пальчиковая игра «Транспорт», «Машина». Художественная литература: · И. Серяков «Улица, где все спешат», · А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», · В. Клименко «Происшествие с игрушками», · С. Михалков «Дядя Степа», · К. Малеванная «Приключения бабы Яги», · В. Семернин «Запрещается – разрешается», · С. Михалков «Моя улица», · Ю. Трофимов «Песенка про светофор». · Отгадывание загадок. Беседа «Переход проезжей части в разное время года». |
Познавательно – исследовательская деятельность.
|
|
ООД с элементами экспериментирования «Дорожный транспорт» Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки совы». |
Художественно – эстетическое развитие.
|
|
Рисование «Правила дорожного движения. Светофор». Аппликация «Грузовик на дорогах города». Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» Создание альбома «Дорожные знаки на улицах моего города». Рассматривание иллюстраций и выставка творческих работ. |
Физическое развитие. |
В течение всего проекта |
Подвижные игры «К своему знаку», «Светофор», «Автомобиль и светофор». Физминутка «Дорога не тропинка». |
Работа с родителями.
|
В течение всего проекта |
Консультации ««Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах». Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле». Оформление родительского уголка на тему «Безопасность на дороге» Совместная работа над альбомом «Дорожные знаки на улицах моего города» |
Вывод:
В работе над проектом, с детьми были использованы наглядные, словесные, практические, игровые методы, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Данные методы были реализованы, используя разнообразные приемы такие, как образец воспитателя, показ способов действия, рассматривание иллюстраций, использование дидактических пособий в виде предметов соответствующих учебным задачам занятиям, вопросы, художественное слово, пояснения к действиям, упражнение детей, дидактическая игра и игровые упражнения.
Участие детей в проекте позволило обогатить знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, светофоре. Дети научились определять опасную ситуацию на дороге и варианты ее избежания или исправления. Реализация данного проекта вызвала более тесное сплочение между его участниками.
Проблема данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты.