Программа по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями посредством игр с мячом "Школа мяча"

Дмитриева Надежда Николаевна, учитель-логопед

МКДОУ детский сад №455 г. Новосибирск

г.Новосибирск


Актуальность. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. Одним из наиболее сложных для коррекции является нарушение звуко-слоговой  структуры слова, что характерно для детей наших групп с ОНР IIи III уровня. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в восприятии и воспроизведением слов сложного звуко-слогового состава. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формировании замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

В программе раскрывается значение использования дидактических игр с мячом в формировании слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи. Игры с мячом способствуют развитию общей и мелкой моторики, улучшению психо-эмоционального состояния ребенка.  

В дидактических играх с мячом совершенно другая организация детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученного материала. Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребенка на  сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что дает им возможность получить и усвоить большее количество информации.  

·     Возрастная группа – подготовительная

·     Количество детей – 8 человек (13 группа )

·     Количество занятий – 1 раз в неделю (по подгруппам)

·     Время проведения – 17.00 – 17.30

Цель:Нетрадиционными корректирующими приемами закреплять слоговую структуру слова у детей ОНР со стертой дизартрией.

Задачи:

·     Развитие слухового внимания;

·     Развитие ритма и чувства слога в словах;

·     Развитие общей и мелкой моторики (силы и точности движения);

·     Расширение и активизация словаря;

·     Развитие грамматического строя речи;

·     Отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и активизировать общение;

·     В индивидуальной и подгрупповой работе подготовить к непосредственной образовательной деятельности.

Методические приемы:

·     Показ приемов использования мячей разного диаметра (от большого к меньшему);

·     Совместное выполнение (стоя за спиной ребенка и его руками направлять броски и ловить мяч);

·     Игровые приемы.

Дидактический материал:

·     Мячи разного диаметра;

·     Предметные, сюжетные картинки;

·     Аудиозаписи.

Формы работы:

·     Совместная работа с педагогом;

·     Закрепление на музыкальных и физкультурных занятиях, физ.минутках, физ.паузах;

·     Закрепление навыков с родителями дома.

Принципы построения работы:

·     Системность;

·     Доступность;

·     Интегрированность (на основе перспективно-тематического планирования);

·     Воспитывающая и развивающая направленность;

·     Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;

·     Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

По итогам работы кружка у детей произойдут следующие изменения:

·     Самостоятельная ориентировка в пространстве;

·     Развитие внимания;

·     Пополнение и активизация словарного запаса;

·     Формирование чувства ритма;

·     Заметное развитие общей и мелкой моторики;

·     Более легкая автоматизация поставленных звуков;

·     Закрепят слоговую структуру слова 7 типов.

 

План работы кружка «Школа мяча»

Сентябрь

Неделя

Задачи

 

I

·        Закреплять понятия: вверх, вниз, право, лево.

·        Бросать мяч снизу, ловить двумя руками.

 

II

·        Закрепить понятия: право, лево.

·        Бросать и ловить мяч, игра «Один – два» (один дом – два дома)

 

III

 

·          Отбивать мяч двумя руками об пол, повторяя (па-па, ма-ма, да-до-ди, па-пы-пи и т.д.)

 

IV

 

·        Отбивать мяч от пола (слова III типа слоговой структуры) дом, мак и т.д.

 

Октябрь

Неделя

Задачи

 

I

·        Перекидывание мяча по кругу.

·        Игра «Назови дерево, которое растет в лесах.

 

II

·        Закрепить понятия: право, лево.

·        Бросать и ловить мяч, игра «Один – два» (один дом – два дома)

 

III

 

·          Подбрасывание мяча. Развитие фонематического восприятия, выделение гласного из ряда других звуков.

 

IV

 

·        Подбрасываем и называем гласные  а, о, у;   у, а, о.

 

Ноябрь

Неделя

Задачи

 

I

·        Отбивать мяч от пола столько раз, сколько гласных звуков назовешь

а

а, а

а, о, а……

·        Развитие фонематического восприятия

 

 

II

 

III

 

·          Развитие слухового внимания, закрепление артикуляции гласных звуков.

«Мы катались по горам,

Пели тут и пели там».

 

IV

 

 

Декабрь

Неделя

Задачи

 

I

·        Деление слов на слоги четвертого типа (двухсложные слова с закрытым слогом – диван, мебель и т.д.)

·        Игра «Мяч передай, слово называй»

 

II

 

III

 

·        Разучивание и закрепление новых стихотворений

 

IV

 

 

Январь

Неделя

Задачи

 

III

 

·          Добавление слога до слова  «Слог да слог – и будет слово» второй тип слоговой структуры (трехсложные слова из открытых слогов).

 

Логопед                         Ребенок

побе                               -да

пома                              -да и т.д.

 

 

IV

 

 

Февраль

Неделя

Задачи

 

I

·        Перебрасывание мяча друг другу (снизу – в руки)

·        «Мяч поймаем раз, и два - мы распутаем слово»

 

Логопед                  Ребенок

супода                       посуда

щепера                      пещера

 

II

 

III

 

 

IV

 

 

Март

Неделя

Задачи

 

I

·        Развитие звукового анализа

·        «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»

·        Слова КОТ, КИТ, ДОМ, МАК, СОН и т.д.

 

 

II

 

III

 

·        Развитие звукового анализа

·        «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»

·        Слова МАМА, СОВЫ, КИТЫ и т.д.

 

 

IV

 

 

Апрель

Неделя

Задачи

 

I

·        Развитие звукового анализа

·        «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»

·        Слова КРОТ, СТОЛ, СПОР и т.д.

 

 

II

 

III

 

·        «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги»

·        Слова 6 типа слогов

·        Слова БАНТИК, КУСТИК и т.д.

 

IV

 

 

Май

Неделя

Задачи

 

I

·        «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги»

·        Слова 7 типа слогов

·        Слова ПАКЕТИК, БУКЕТИК и т.д.

 

II

 

III

 

·        Игры с мячом, сложные слова

·        Слова ВОДОНОС, ВОДОПАД, САМОЛЕТ и т.д.

Использованная литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 2001г.

3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : 2004г.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 2001 г.

5. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002г.

7. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.

8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 2007г.

9. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. - М. : 2010г.

10. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.

11. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. : 2012г