Поэтапно-перспективный творческий план работы по проблеме: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Байназарова Юлия Даниловна, воспитатель

МДОАУ №122

г.Оренбург

 


Цель:развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.

 

Задачи: Развитие связной монологической речи;

Обогащение словарного запаса;

Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов;

Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с опорой на мнемосхемы;

Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

 

 

   

 

 

 

 

 

1 квартал

 

Задачи:

-создать условия для развития речи, побуждать детей к речевой активности;

- познакомить детей с мнемокваратами, мнемодорожками;

-составлять с помощью воспитателя короткий рассказ из 2-3 предложенийс опорой на мнемодорожки;

-совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.

 

Дети

Литература

Педагоги

Родители

Методическое оснащение

 

С

Е

Н

Я

Б

Р

Ь

 

 

1.Диагностика.

2.Знакомство с мнемоквадратами.

3.Беседа на тему «Наступила осень!», рассматривание иллюстраций.картин.

4.Рассматривание мнемоквадратов на тему «Осень»

 

Мнемотехника для дошкольников: методическое пособие. –1-е изд. / под ред. М.Н. Хусаиновой,– 44 с.

 

 

 

Составление списка рекомендуемой литературы

 

 

Консультация о результатах проведения диагностики.

Обследование речи и творческого воображения детей.

Изготовление наглядного материала

(мнемоквадраты),картотек.

 

 

 

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

 

1.Обучение составления мнемодорожек из мнемоквадратов.

 2. Составление 2-3 простых предложений по мнемодорожкам на тему «Осень»

3. Заучивание стихотворения «Овощи» по мнемоквадратам.

Мнемотехника для дошкольников: под ред. М.Н. Хусаиновой,– стр.9-11

 

 

 

 

Консультация «Для чего нужна мнемотехника?»

 

 

Памятка

«Что такое мнемотехника?»

 

Мнемодорожки «Осень», стихотворение «Овощи»

 

 

 

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

 

 

1. Дидактическая игра «Опиши домашнее животное?»

2. Дидактическая игра «Чей малыш»

3.Загадки-мнемодорожки «Домашние животные»

4. Занятие «Домашние животные»

 

Интернет-ресурсы

 

 

Консультация для педагогов: «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста»

 

Консультация для родителей: «Мнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенком»

 

Конспект занятия.

 

Наглядный материал к занятию

Изготовление загадок-мнемодорожек «Домашние животные»

 

 

 

 

 

 

 

             

 

2 квартал

 

Задачи:

-упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;

-называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;

-учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий;

-активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;

-воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить.

 

Дети

Литература

Педагоги

Родители

Методическое оснащение

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1.  Чтение рассказов о животных «Волк», «Лиса», «Заяц», «Мышь», «Лягушка», «Медведь».
2. Разучивание потешек при помощи схем - моделей: «Мыши водят хоровод», «Лисичка», «Зайка серенький», «Медвежата», «Дом».
3. Подвижные игры: «У медведя во бoру», «Хитрая лиса», «Мыши водят хоровод»,

4. настольный театр «Теремок»

 

1.                            Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» стр.10-15

 

Мастер- класс с педагогами ДОУ «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников»

 

 

Консультация «Развитие речи детей 3-4 лет»;

 

1.                            Проект «Рукавичка» Подбор методической литературы по теме.

 

 

Наглядный материал ( мнемодорожки -потешки, настольный театр «Теремок»

 

 

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

 

1.Чтение сказки «Рукавичка».

2.Музыкально – ритмические игры» (по Е. Железновой) «Мороз», «Лягушата», «Мишка пляшет», «Заинька, попляши», «Мышь и часы».

3.Лепка«Рукавичка»

4.Занятие «Рукавичка»

 

2.                            Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» стр.10-15

 

Памятка «От простого к сложному. Структура мнемотехники»

 

Консультация «Игры и упражнения для развития речи».

 

Конспект занятия.

 

 

Наглядный материал к занятию

 

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1.Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Зима»; (пение песен, чтение стихов, потешек, рассказов, сказок про зиму;)2.Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто что ест», «Кто в домике живет».

3.Составление рассказа «О зиме»

 

 

Т. Б. Полянская«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» стр.12-15

 

Мастер – класс. «Мнемотехника-помощник в обучении дошкольников»

 

 

Рекомендации для наблюдений в природе.

Сотавление мнемотаблицы «Зима» , картотека песен, стихов, потешек про зиму.

Конспект занятия «Составление рассказа о зиме»

 

 

3 квартал

- закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;

 

 

Дети

Литература

Педагоги

Родители

Методическое оснащение

 

МА
Р
Т

 

1.Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне 2.Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»; 3.Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

4.Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Какая она- весна?».

Т. Б. Полянская«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» стр.26-31

 

 

 

Рекомендации для педагогов

«Рассказы про весну по мнемотаблицам»

 

 

 

 

Папка – передвижка «Уровень развития речи детей 3-4 лет».

 

 

Составление картотек потешек, сказок, дидактических игр о весне

 

А
П
Р
Е
Л
Ь

1.Мнемотаблица «Скворцы прилетели»

2.Составление рассказа по мнемотаблице«Весна»

3. Занятие «Поможем ежику проснуться»

 

Интернет-ресурсы

Семинар – практикум  «Методика обучения рассказывания по картинкам»

Консультация для родителей «Что и как читать детям»

 

 

 

 

Составлениемнемотаблицы «Скворцыприлетели»мнемотаблицы «Весна», конспект занятия

 

 

М
А
Й

1.Театрализация русских народных сказок

2. Пересказывание сказок по мнемотаблицам « Колобок», «Репка», «Теремок»

 

 

Интернет-ресурсы

Выставка книг.

«Книга любимых сказок своими руками» 

 

 

Конкурс 

«Книга любимых сказок своими руками» 

Изготовление атирибутов для театрализации, составление мнемотаблиц для пересказа сказок

 

             

 

 

4 квартал

 

Задачи:

- закрепить и расширить словарь детей по теме «Лето»;

- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (лето) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

  учить наблюдать за особенностями природных объектов ,сопоставлять  с природой и погодой, подбирать соответствующие мнемоквадратыдля составления рассказа

-упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;

- воспитывать партнерские отношения во время игры, научить играть дружно.

 

Дети

Литература

Педагоги

Родители

Методическое оснащение

 

И

Ю

Н

Ь

 

1.Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о лете

2.Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Лето»;

3. Заучивание стихотворения «Лето-лето к нам пришло»

 

Интернет-ресурсы

 

 

Памятка «Вот и лето наступило»

Рекомендации «Что делать летом с детьми».

 

Помощь в изготовлении атрибутов к занятию

 

Составление рекомендаций.

 

Изготовление картотеки стихов , рассказов, сказок о лете.

Мнемотаблица«Лето –лето к нам пришло»

 

 

 

И

Ю

Л

Ь

1.Составление рассказов на тему «Лето» с использованием мнемоквадратов. 2.Пересказывание сказок по мнемотаблицам « Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»

3.Мнемодорожка «Ау-Ау» Правила поведения в лесу

 

Интернет-ресурсы

 

Консультация «Игры по развитию речи»

Памятка: «Витаминная корзина»

 

Рекомендации «Воздушные ванны»

Составление мнемодорожек «Лето», «Ау-Ау»

Мнемотаблицы «Лето»,

« Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»

 

 

А

В

Г

У

С

Т

1.Рассказ про насекомых по мнемотаблице

2.Заучивание стихотворения «В руки фрукты мы берем» с помощью мнемотаблицы3.Самостоятельное составление мнемодорожек з мнемоквадратовнатему»Чем запомнилось лето». Пересказывание по мемодорожке

Т. Б. Полянская«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»стр.51

 

Видео-ролики «Живые мнемотаблиы»

http://www.youtube.com/playlist?list=PLvaXktxhrL-L_HWOeohV8cmkW0qEcYALz 

Составление вместе с детьми мнемотаблицы про любимую игрушку

 

 

Мнемотаблицы «Насекомые», «В руки фрукты мы берем»

Набор  мнемоквадратов «Лето»

Подбор живых мнемотаблиц для ролика