Поэтапно-перспективный творческий план работы по проблеме: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Байназарова Юлия Даниловна, воспитатель
МДОАУ №122
г.Оренбург
Цель:развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.
Задачи: Развитие связной монологической речи;
Обогащение словарного запаса;
Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов;
Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с опорой на мнемосхемы;
Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
1 квартал
Задачи:
-создать условия для развития речи, побуждать детей к речевой активности;
- познакомить детей с мнемокваратами, мнемодорожками;
-составлять с помощью воспитателя короткий рассказ из 2-3 предложенийс опорой на мнемодорожки;
-совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.
|
Дети |
Литература |
Педагоги |
Родители |
Методическое оснащение |
|
С Е Н Я Б Р Ь
|
1.Диагностика. 2.Знакомство с мнемоквадратами. 3.Беседа на тему «Наступила осень!», рассматривание иллюстраций.картин. 4.Рассматривание мнемоквадратов на тему «Осень» |
Мнемотехника для дошкольников: методическое пособие. –1-е изд. / под ред. М.Н. Хусаиновой,– 44 с.
|
Составление списка рекомендуемой литературы |
Консультация о результатах проведения диагностики. |
Обследование речи и творческого воображения детей. Изготовление наглядного материала (мнемоквадраты),картотек.
|
|
О К Т Я Б Р Ь
|
1.Обучение составления мнемодорожек из мнемоквадратов. 2. Составление 2-3 простых предложений по мнемодорожкам на тему «Осень» 3. Заучивание стихотворения «Овощи» по мнемоквадратам. |
Мнемотехника для дошкольников: под ред. М.Н. Хусаиновой,– стр.9-11
|
Консультация «Для чего нужна мнемотехника?» |
Памятка «Что такое мнемотехника?» |
Мнемодорожки «Осень», стихотворение «Овощи»
|
|
Н О Я Б Р Ь
|
1. Дидактическая игра «Опиши домашнее животное?» 2. Дидактическая игра «Чей малыш» 3.Загадки-мнемодорожки «Домашние животные» 4. Занятие «Домашние животные» |
Интернет-ресурсы
|
Консультация для педагогов: «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста»
|
Консультация для родителей: «Мнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенком» |
Конспект занятия.
Наглядный материал к занятию Изготовление загадок-мнемодорожек «Домашние животные»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 квартал
Задачи:
-упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
-называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
-учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий;
-активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
-воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить.
|
Дети |
Литература |
Педагоги |
Родители |
Методическое оснащение |
Д Е К А Б Р Ь |
1. Чтение рассказов о животных «Волк», «Лиса», «Заяц», «Мышь»,
«Лягушка», «Медведь». 4. настольный театр «Теремок»
|
1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» стр.10-15
|
Мастер- класс с педагогами ДОУ «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников»
|
Консультация «Развитие речи детей 3-4 лет»;
|
1. Проект «Рукавичка» Подбор методической литературы по теме.
Наглядный материал ( мнемодорожки -потешки, настольный театр «Теремок»
|
Я Н В А Р Ь
|
1.Чтение сказки «Рукавичка». 2.Музыкально – ритмические игры» (по Е. Железновой) «Мороз», «Лягушата», «Мишка пляшет», «Заинька, попляши», «Мышь и часы». 3.Лепка«Рукавичка» 4.Занятие «Рукавичка»
|
2. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» стр.10-15 |
Памятка «От простого к сложному. Структура мнемотехники» |
Консультация «Игры и упражнения для развития речи». |
Конспект занятия.
Наглядный материал к занятию |
Ф Е В Р А Л Ь |
1.Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Зима»; (пение песен, чтение стихов, потешек, рассказов, сказок про зиму;)2.Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто что ест», «Кто в домике живет». 3.Составление рассказа «О зиме»
|
Т. Б. Полянская«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» стр.12-15 |
Мастер – класс. «Мнемотехника-помощник в обучении дошкольников» |
Рекомендации для наблюдений в природе. |
Сотавление мнемотаблицы «Зима» , картотека песен, стихов, потешек про зиму. Конспект занятия «Составление рассказа о зиме»
|
3 квартал
- закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;
|
Дети |
Литература |
Педагоги |
Родители |
Методическое оснащение |
|
МА
|
1.Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне 2.Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»; 3.Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах; 4.Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Какая она- весна?». |
Т. Б. Полянская«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» стр.26-31
|
Рекомендации для педагогов «Рассказы про весну по мнемотаблицам»
|
Папка – передвижка «Уровень развития речи детей 3-4 лет».
|
Составление картотек потешек, сказок, дидактических игр о весне |
|
А |
1.Мнемотаблица «Скворцы прилетели» 2.Составление рассказа по мнемотаблице«Весна» 3. Занятие «Поможем ежику проснуться» |
Интернет-ресурсы |
Семинар – практикум «Методика обучения рассказывания по картинкам» |
Консультация для родителей «Что и как читать детям»
|
Составлениемнемотаблицы «Скворцыприлетели»мнемотаблицы «Весна», конспект занятия |
|
М |
1.Театрализация русских народных сказок 2. Пересказывание сказок по мнемотаблицам « Колобок», «Репка», «Теремок»
|
Интернет-ресурсы |
Выставка книг. «Книга любимых сказок своими руками»
|
Конкурс «Книга любимых сказок своими руками» |
Изготовление атирибутов для театрализации, составление мнемотаблиц для пересказа сказок
|
|
4 квартал
Задачи:
- закрепить и расширить словарь детей по теме «Лето»;
- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (лето) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
- учить наблюдать за особенностями природных объектов ,сопоставлять с природой и погодой, подбирать соответствующие мнемоквадратыдля составления рассказа
-упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
- воспитывать партнерские отношения во время игры, научить играть дружно.
|
Дети |
Литература |
Педагоги |
Родители |
Методическое оснащение |
И Ю Н Ь
|
1.Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о лете 2.Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Лето»; 3. Заучивание стихотворения «Лето-лето к нам пришло» |
Интернет-ресурсы |
Памятка «Вот и лето наступило» |
Рекомендации «Что делать летом с детьми».
Помощь в изготовлении атрибутов к занятию |
Составление рекомендаций.
Изготовление картотеки стихов , рассказов, сказок о лете. Мнемотаблица«Лето –лето к нам пришло» |
И Ю Л Ь |
1.Составление рассказов на тему «Лето» с использованием мнемоквадратов. 2.Пересказывание сказок по мнемотаблицам « Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» 3.Мнемодорожка «Ау-Ау» Правила поведения в лесу |
Интернет-ресурсы |
Консультация «Игры по развитию речи» |
Памятка: «Витаминная корзина»
Рекомендации «Воздушные ванны» |
Составление мнемодорожек «Лето», «Ау-Ау» Мнемотаблицы «Лето», « Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»
|
А В Г У С Т |
1.Рассказ про насекомых по мнемотаблице 2.Заучивание стихотворения «В руки фрукты мы берем» с помощью мнемотаблицы3.Самостоятельное составление мнемодорожек з мнемоквадратовнатему»Чем запомнилось лето». Пересказывание по мемодорожке |
Т. Б. Полянская«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»стр.51 |
Видео-ролики «Живые мнемотаблиы» http://www.youtube.com/playlist?list=PLvaXktxhrL-L_HWOeohV8cmkW0qEcYALz |
Составление вместе с детьми мнемотаблицы про любимую игрушку
|
Мнемотаблицы «Насекомые», «В руки фрукты мы берем» Набор мнемоквадратов «Лето» Подбор живых мнемотаблиц для ролика |