Квест-игра "Путешествие по экологической тропе"

Фитловская Татьяна Евгеньевна, заместитель заведующего по основной деятельности

Кучун Лилия Ивановнна, воспитатель дошкольного образования

ГУО "Дошкольный центр развития ребёнка г. Мосты"

Республика Беларусь, Гродненская область, г. Мосты


Программные задачи:активизировать интерес к познанию окружающего мира;формировать представления о взаимосвязях неживой природы, растений, животных, человека; развивать чувство радости от единения с природой, осознания себя частью живой природы, стремление и навыки активного участия в охране природы; воспитывать ответственность за состояние природы ближайшего окружения, чувства любви к родному краю.

 

Материал и оборудование: письмо от старичка-Лесовичка, индивидуальная карта-схема для каждого воспитанника (Приложение), буквы-бонусы, пакеты для мусора, зеленые кепки, картинки «Этапы развития муравья», киндер с заданием, мешочки с цветками липы, мусорные контейнеры «Стекло», «Бумага», «Пластик», корзина с еловыми и сосновыми шишками, горшочки для рассады с землей, совочки, семена деревьев, леечки, медали по количеству детей «Знатоки природы».

 

Предварительная работа:рассматривание энциклопедий и интернет ресурсов, беседа с воспитанниками по темам «Деревья Беларуси», «Лекарственные растения».

 

Ход квест-игры

Ведущий (В.): Здравствуйте, ребята. Сегодня нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.

Письмо:«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по экологической тропинке, на которой вы сможете узнать много нового и интересного, поделиться со своими друзьями о том, что, возможно, им ещё не известно, а также пройти интересные испытания, за которые вы будете получать бонус, а в конце путешествия вас ждет сюрприз. Желаю вам удачи!»

-Ну, что отправляемся в путешествие? А двигаться мы будем по навигатору, поможет в этом нам карта-схема, которую нам вместе с письмом прислалстаричок-Лесовичок(педагог раздаёт каждому индивидуальную карту-схему) (Приложение).

В.Я предлагаю вам стать «Зеленым десантом», одевайте кепочки (дети одевают зеленые кепочки) и держите мусорные пакеты(педагог раздает детям пакеты для мусора). Вы будете не толькопутешествовать по экологической тропинке,но и собирать мусор, который, к сожалению, часто оставляют после себядети и взрослые. И так, в путь!

 

1.Остановка «Береза»

В. Ребята, для того чтобы узнать, какая ждёт нас первая остановка, необходимо отгадать загадку.

Белоствольная красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке

В белом сарафане.

Дети (Д):Это береза.

В:. Да, первая остановка «Береза». Давайтенайдём ее на карте-схеме. А как можно поздороваться с березкой?

(Двигаемся к экологической точке «Берёза»)

Д: Сказать: «Здравствуй, березка», погладить, обнять(дети обнимают березу).

В. Говорят, что береза дает нам здоровье и энергию, когда мы ее обнимаем. А как в любое время года мы можем её узнать?

Д: Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной. А ещё у нас в Мостовском районе, в республиканском заказнике «Липичанская пуща» находится черная береза, которая занесена в Красную книгу. У нас их всего шесть (6). 

В. Посмотрите, какая береза большая, высокая, толстая. Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее? Что её так крепко удерживает в земле?

Д. Корни.

В. Для чего дереву нужны корни?

Д. Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.

В.Какие части дерева вы еще знаете?

Д.Ствол, ветви, листья.

В. Скажите, как деревья и кустарники пьют воду?

Д. Они пьют воду корнями, затем вода поднимается вверх по стволу

В.Давайте поиграем.

 

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья»

В: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения:

«ствол» - опустили вниз руки, «листья» - шевелим пальчиками, «корни» - топаем ногами, «ветви» - поднимаем руки вверх.

В: Березка дарит нам бонус-это буква. Кто знает какая это буква?

Д: Это буква «П».

В:Попрощаемся с берёзой, а нам пора двигаться дальше.

 

2. Остановка «Муравейник».

В:Задание для вас будет следующим: отгадайте, про кого идёт речь? Их считают большими тружениками, он может поднять вес в 50раз больше, чем его собственный.

Д:Этомуравьи

В:Посмотрите на свои карты-схемы, через какую следующую экологическую точку лежит наш путь?

Д:Муравейник.

(Двигаемся по карте-схеме к экологической точке «Муравейник»).

В:Муравейник, это многоэтажный дом, теплый и уютный, в нем есть кладовочки, спальни, детские комнаты, и даже мусоросборник с туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. А знаете, ребята, что в детских комнатах находятся яйца, личинки и куколки. Прежде, чем стать взрослым каждый муравей сначала бывает яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого-взрослым. (Показ картинок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

 

Игра «Расставь картинки по порядку»

Педагог перемешивает картинки и предлагает воспитанникам выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

В: От муравейника мы получаем следующий бонус. Кто знает какая это буква?

Д: Это буква «Р».

 

3. Остановка «Фитогрядка».

В: Посмотрите на свои карты-навигации, какая остановка следующая?

Д: Это фитогрядка.

В: В лесу бывает всякое: порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами:

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки.

В. А теперь для вас следующее задание: я буду загадывать загадку про лекарственное растение, а вы отгадываете и показываете ответ на грядке.

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Что за злюка?

(Крапива - кровоостанавливающее средство)

 

Меня желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок - лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, меня вам срывать.

(Ромашка - отвар для полоскания горла, чай при простуде и кашле)

 

На зеленом шнурочке - белые звоночки.

Белые горошки - на зеленой ножке.

(Ландыш - употребляется при болезнях сердца)

 

Скромный, невзрачный листок,

Многим из нас совсем невдомек.

Что отыскалось лекарств

Тут же, на тропке, у ног.

(Подорожник - лечит порезы, ранки, ссадины, укусы насекомых)

 

Я - шарик пушистый

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелек.

(Одуванчик - понижает температуру, желчегонное и слабительное)

 

За отгадки дети получают следующую букву-бонус И.

В. Ребята, посмотрите, что это?

(На фитогрядке педагог находит киндер с заданием)

В. Назовите  прибор, измеряющий количество выпадающих осадков?

Д.Осадкомер

В.Значит нам надо отправляться на метеостанцию.

 

4. Остановка «Метеостанция».

В. А как этот прибор измеряет осадки?

Д. Когда идет дождь, то дождевая вода скапливается в нем, и мы можем видеть, сколько осадков выпало.

В.: Ребята, на метеостанции есть прибор, который называется «Ловец облаков», с его помощью мы с вами узнаем, какие именно облака находятся на небе прямо сейчас. Кто хочет стать первым исследователем? Беритесь за ручки и попробуйте покрутить этот квадрат: вверх, вниз, влево, вправо. Видите, в окошке облака? Можете нам рассказать, какие они?” (Ответ) “Здорово! А теперь посмотрите на картинки на нашем “Ловце облаков” — есть ли на нем картинка облаков, которые вы видели через окошко? (Ответ). Покажите картинку, на которой изображены точно такие же облака, как на небе сейчас.” (Ребята показывают подходящую картинку.Педагог называет вид облаков и рассказывает о них детям, если они уже знают названия облаков и их свойства, то рассказывают об облаках сами.)

В. Это задание хозяина тропы мы выполнили, и за это старичок-Лесовичок дарит нам следующий бонус-это букваР.

 

5.  Остановка «Липовая аллея».

В: Продолжаем двигаться по нашим картам-навигаторам. И для вас следующее задание-загадка:

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Д: Это липа.

В: Правильно, это дерево липа. Где можно встретить это дерево?

Д. Его можно встретить в скверах и парках.

В.Цветы липы- отличные медоносы. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния, и люди не боялись укрываться под ней во время ливня. Ребята, а может вы что-нибудь знаете про липу?

Д: Из липы можно изготовить посуду, кухонную утварь, лапти и даже мочалки.

-Цветки дерева используются людьми для заваривания напитка похожего на чай.

-Это дерево цветёт в середине лета, её цвет очень нравится пчёлам, собранный с неё нектар перерабатывается в очень вкусный липовый мёд.

-Из цветков, коры, плодов и древесины дерева делают целебные настои.

 (Воспитатель раздает детям мешочки с липовым цветом и предлагает им насладиться запахом цветущей липы.)

В: Вечером мы свами заварим чай из липовых цветов и у нас получится чудесный, ароматный, а главное-полезный напиток. И липа дарит нам очередной бонус-буквуО

 

6. Остановка «Зеленая школа».  

В: Продолжаем движение по нашей карте, следующая остановка «Зеленая школа». Мы свами сегодня не просто путешествовали, но и были «Зеленым десантом». Что полезное для леса мы свами делали?

Д: Собирали мусор, который оставили после себя нерадивые туристы.

В: А как вы думаете, что нам на этой остановке надо сделать с мусором? (На этой остановке стоят контейнеры для раздельного сбора мусора)

Д: Выбросить в контейнер.

В: А можно мусор просто выбросить в контейнер в мусорном мешке?

Дети: Нет, его надо сортировать. Бумагу, стекло и пластик выбрасывать в разные контейнеры.

В: А почему нам необходимо сортировать мусор?

Д:Это облегчит переработку мусора на заводе.

В: Правильно, ведь отправляя мусор на перерабатывающий завод, его там сортируют: пластиковые и пластмассовые бутылки в одну сторону, бумагу в другую, стекло и железные банки отдельно. А потом всё перерабатывают и получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия. Например: из старых газет и журналов получится новая чистая бумага, из железных банок сделают новую вещь, стеклянные банки и бутылки можно отмыть и использовать ещё раз.

 

Игра «Рассортируем мусор»

Дети разбирают мусор по разным контейнерам «Пластик», «Бумага» (в целях безопасности в мусоре, который собирали дети нет стекла). 

В: Молодцы ребята, за это вы получаете бонус. Назовите эту букву.

Д: Это букваД.

В: Нам пора двигаться дальше, но добраться до следующей остановке нам будет нелегко.

Впереди нас ждут препятствия, преодолеть которые помогут сила, ловкость и взаимопомощь.

Игра «Тропинка»

Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)

2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.

3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!

4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.

5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.

6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

 

7. Остановка «Хвойная».

В: Посмотрите на свои карты, у нас осталась одна остановка и называется она «Хвойная». Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся (Гладят и здороваются). Посмотрите, вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзинке?(Под деревьями стоит корзинка)

Д: Шишки.

В: Они одинаковые? (Ответы детей)

В: Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

В: Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они. Чем они отличаются? Что у них общего?

(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)

В: А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна?

Д: Иголками.

В: Мальчики, найдите на земле под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их.По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.

- Какие хвоинки у сосны?

Д: Длинные, мягкие, светлые.

В: А у ели?

Д: Короткие, колючие, темные.

В: Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки?

Д: Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

В: Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны?

Д: Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый.Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.

В: Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.

- Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)

- Ребята, а для чего дереву кора?

Д: Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает.

В.: Я увидела еще один привет от старичка – Лесовичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть?

(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям.)

- Что это?

Д: Семена.

В: Посмотрите внимательно, что есть у семян?

Д: Крылышко.

В: Как вы думаете, зачем им крылышко?

Д: Чтобы летать.

В: Да, ребята, семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.Семена сосны так и называются – «крылатки».

А я вам сегодня предлагаю посадить семена деревьев в горшочки, а когда появятся росточки, мы высадим их на нашей экологической тропе.

(Под руководством воспитателя дети сажают семена деревьев в горшочки и получают следующий бонус-буквуА)

В.: Вот наше путешествие и закончилось! Мы собрали все бонусы, которые нам оставил Лесовичок. Давайте сложим из них слово, что у вас получилось?

Д:ПРИРОДА.

В: Да, мы славно повеселились, очень крепко подружились, соревновались и играли, все вокруг друзьями стали. Вы показали, что вы хорошо знаете природу нашей Беларуси, узнали много нового и как истинным знатокам природы, я предлагаю вам дать клятву:

 

Мы торжественно клянемся:

Беречь природу родного края!

Никогда не разрушать муравейники!

Не ломать деревья и не рвать редкие растения!

Бороться с консервными банками,

пластиковыми бутылками и другим мусором в лесу!

Лес любить и беречь его обитателей!

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

 

В.И на память о нашем путешествии я хочу передать вам от Лесовичка

медали «Знатоки природы». (Воспитатель дарит детям медали)

 

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы «до свиданья»

До счастливых новых встреч!