Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебница-вода"

Куприянова Анастасия Вадимовна, воспитатель

МДОУ №6 "Калинка"

г.Дмитров


Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воды.

 

Задачи:

• Развивать умение делать выводы, умозаключения

• Развивать речь, мышление, любознательность

•  Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

• Воспитывать экологическую культуру;

• Воспитывать аккуратность при работе.

 

Оборудование:

• шарик, кубик, картинка, пиалы, стаканчики, чайные ложки, вода, молоко, мука, растительное масло, гуашевые краски, кисточки, соль, сахар, лимонная кислота, сахар-рафинад.

 

Методы и приемы:

• Организационный момент

• Художественное слово

• Уточнения, опросы, игровые приемы

• Алгоритмы для составления модели этапов деятельности

• Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

 

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг столов для опытов и исследования.

 

Ход занятия

 

Вводная часть

 

Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждёт очень интересная работа. А для начала отгадайте загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без…

(Воды)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей).

Воспитатель: Всё правильно. Но больше всего человеку нужна вода для питья, потому что он на 90% состоит из воды. Без еды человек может прожить месяц, а без воды всего три дня. А для некоторых животных вода является средой обитания. Кто живёт в воде? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, верно ответили. Сейчас мы с вами выясним, какими свойствами обладает вода. Проходите к столам, где нас ждут различные предметы для ее исследования.

 

Опыт №1 «Имеет ли вода форму?»

 

На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем стакан с водой. Посмотрите, вода имеет форму стакана. Перельем эту воду в широкую пиалу. Вода изменила форму. Снова перельём воду в стаканы. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, а в ямках собираются. Итак, вода не имеет формы.

 

Опыт №2 «Имеет ли вода цвет?»

 

Какого цвета вода? (ответы детей) Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? 

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

Вывод: вода прозрачная жидкость, но ее можно покрасить.

 

Опыт №3 «Имеет ли вода вкус?»

 

Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети, попробуйте воду и скажите свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Ребята что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. 

Вывод: своего вкуса у воды нет.

Воспитатель: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) 

А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Воспитатель: Приглашаю всех на ковёр, на физкультминутку.

 

Физкультминутка

 

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

 

А теперь, ребята, давайте вернемся к нашему столу, обратите внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

 

Опыт №4 «Тающая башня»

 

Воспитатель: А сейчас мы возьмём кубики сахара и построим из них башни внутри мисочек. Теперь нальём в мисочки немного подкрашенной воды из стакана. Будьте аккуратны, наливайте воду рядом с кубиками, а не на них. Что мы видим? Вода постепенно пропитывает кубики сахара, и в итоге башня рассыпается.

Вывод: Мы ещё раз убедились, что вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара).

 

Рефлексия

 

 

Воспитатель: Ребята, на сегодня это все опыты, и теперь я попрошу вас подойти к магнитной доске. На ней разместим два смайлика: грустный и весёлый. Если вам понравилось занятие и у вас всё получилось, прилепите магнит под весёлым смайликом. А если занятие вам чем-то не понравилось, было скучно или что-то  у вас не получилось, прилепите магнит под грустным смайликом. (Попросить нескольких детей пояснить своё решение.)