Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебница-вода"
Куприянова Анастасия Вадимовна, воспитатель
МДОУ №6 "Калинка"
г.Дмитров
Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воды.
Задачи:
• Развивать умение делать выводы, умозаключения
• Развивать речь, мышление, любознательность
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
• Воспитывать экологическую культуру;
• Воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование:
• шарик, кубик, картинка, пиалы, стаканчики, чайные ложки, вода, молоко, мука, растительное масло, гуашевые краски, кисточки, соль, сахар, лимонная кислота, сахар-рафинад.
Методы и приемы:
• Организационный момент
• Художественное слово
• Уточнения, опросы, игровые приемы
• Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
• Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг столов для опытов и исследования.
Ход занятия
Вводная часть
Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждёт очень интересная работа. А для начала отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без…
(Воды)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей).
Воспитатель: Всё правильно. Но больше всего человеку нужна вода для питья, потому что он на 90% состоит из воды. Без еды человек может прожить месяц, а без воды всего три дня. А для некоторых животных вода является средой обитания. Кто живёт в воде? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, верно ответили. Сейчас мы с вами выясним, какими свойствами обладает вода. Проходите к столам, где нас ждут различные предметы для ее исследования.
Опыт №1 «Имеет ли вода форму?»
На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем стакан с водой. Посмотрите, вода имеет форму стакана. Перельем эту воду в широкую пиалу. Вода изменила форму. Снова перельём воду в стаканы. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, а в ямках собираются. Итак, вода не имеет формы.
Опыт №2 «Имеет ли вода цвет?»
Какого цвета вода? (ответы детей) Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.
Вывод: вода прозрачная жидкость, но ее можно покрасить.
Опыт №3 «Имеет ли вода вкус?»
Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети, попробуйте воду и скажите свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Ребята что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет.
Воспитатель: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)
А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Воспитатель: Приглашаю всех на ковёр, на физкультминутку.
Физкультминутка
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)
И на травке отдыхаем.
А теперь, ребята, давайте вернемся к нашему столу, обратите внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт №4 «Тающая башня»
Воспитатель: А сейчас мы возьмём кубики сахара и построим из них башни внутри мисочек. Теперь нальём в мисочки немного подкрашенной воды из стакана. Будьте аккуратны, наливайте воду рядом с кубиками, а не на них. Что мы видим? Вода постепенно пропитывает кубики сахара, и в итоге башня рассыпается.
Вывод: Мы ещё раз убедились, что вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара).
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, на сегодня это все опыты, и теперь я попрошу вас подойти к магнитной доске. На ней разместим два смайлика: грустный и весёлый. Если вам понравилось занятие и у вас всё получилось, прилепите магнит под весёлым смайликом. А если занятие вам чем-то не понравилось, было скучно или что-то у вас не получилось, прилепите магнит под грустным смайликом. (Попросить нескольких детей пояснить своё решение.)