Конспект ООД для детей средней группы "Путешествие на Северный полюс"

Вилкова Юлия Дмитриевна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 29 присмотра и оздоровления»

город Мончегорск


Открытое занятие ООД по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в средней группе.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

Цель: способствовать расширению представлений детей об окружающем мире.

Образовательные задачи:                                                                                    

- формировать  интерес  к жизни  животных  Севера,  климатическим

особенностям среды их обитания.

- познакомить с понятием Север.

Развивающие задачи:                                                                                            

- развивать логическое мышление, смекалку,  умение рассуждать, доказывать, делать выводы;                                                                                     -  упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;                                                                                                                      - развивать у детей познавательный интерес к деятельности;                              - способствовать развитию творческого воображения, мелкой моторики.          Воспитательные задачи:                                                                                       -  воспитывать интерес к исследовательской  деятельности;                                - формировать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

- воспитывать  уважительное  и  бережное  отношение  к  природе,    к 

окружающему миру,  диким животным.

Виды деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская. коммуникативная, двигательная.

Предварительная  работа:                                                                                     - провести занятия и беседы по теме «Наш Север»;                        

- рассмотреть иллюстрации, посмотреть презентации, видеофильмы, прочитать статьи о животных в детских энциклопедиях, книгах;                        - провести занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему «Полярные животные»;                                                                                          

-  провести подвижные и дидактические игры;                                                       - провести экспериментирование;                                                                             - просмотр мультфильма «Умка».  

Оборудование: аудиоаппаратура; аудиозапись «Звук взлетающего самолета», «Звуки вьюги»,  музыка из мультфильма «Умка», мультимедийное оборудование (интерактивная доска); бумажные самолетики; полоски бумаги, емкости для воды,  лёд, масло растительное (для исследовательской деятельности); картинки с изображением предметов одежды.

 

 

 

 

 

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

 

Воспитатель: - Ребята сегодня к нам в детский сад пришло электронное письмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда попробуйте отгадать загадку.

 

Загадка о белом медведе:

Там где холод, снег и лед
     Этот дикий зверь живет,
     Он большой, пушистый, белый,
     А еще рыбак умелый.
     (Белый медведь)

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы отгадали правильно, это письмо пришло от белого медвежонка Умки. Давайте посмотрим на интерактивную доску и узнаем что в письме.

Ответы детей.

 

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Умка, я живу на северном полюсе. Хочу пригласить вас в гости полюбоваться очень красивым природным явлением которое называется Северное сияние. И ещё мне очень хочется подружиться с вами и познакомить вас со своими друзьями».

 

Воспитатель: - Умка - это кто?  

Ответы детей. (медвежонок)

Воспитатель: - Он весёлый, забавный, любознательный?

 Ответы детей (Да)

Воспитатель: - Ребята, а где живет Умка?

 Ответы детей (на Севере)

Воспитатель: -  Умка хочет, чтобы мы полюбоваться Северным сиянием и познакомились с его друзьями.      

Воспитатель: - Что нам для этого нужно сделать?

Ответы детей (отправиться в путешествие на Север)

Воспитатель: - Ребят а там холодно или жарко?

Ответы детей (холодно)

Воспитатель: - Правильно! Чтобы нам с вами не замерзнуть в гостях у Умки, предлагаю одеться потеплее. Для этого надо выбрать ту одежду, которая пригодиться нам с вами на Севере.

 

Игровое упражнение «Оденься по- зимнему»

(Детям предлагается два вида одежды: зимняя и летняя. Они должны обвести в кружок нужный вариант).

 

Воспитатель: - Молодцы! Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие.

- Как вы думаете, на чем можно отправиться на Северный полюс?

Ответы детей  (на оленях, на машине, на поезде, лететь самолетом).

Воспитатель:  - Я предлагаю лететь на самолете. Он передвигается быстрее и занимает мало времени, чтобы добраться до места.

Дети и воспитатель берут бумажные самолетики. Включается аудиозапись «Звук взлетающего самолета»,   дети  подняв самолёты вверх «летят» на Север, выполняя движения и повороты, повторяя за воспитателем.

 

Дети вместе с воспитателем «приземляются» на Севере. Звучит аудиозапись «Звуки вьюги».

Воспитатель: - Ребята вот мы и прилетели на Северный полис.  Здесь по-моему очень холодно, чтобы отправиться в путь нужно сделать разогревающую зарядку.

 

Включается музыка из мультфильма «Умка»

 

Физминутка:

Очень толстый, толстый лед

Мишка лапами пробьет. (Наклоны вперед)

Воздух носом он втянул

В глубину он занырнул.

И поплыл он быстро, быстро.

Ох, устал, на берег вылез.

С меха воду отряхнул

И немножко отдохнул.

Лапой носик свой прикрыл,

Ждет добычу. Он застыл.

Ты, добыча, берегись,

В пасть мою не попадись!

(Вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом).

 

Воспитатель: - Вот мы и согрелись. Отправляемся в путь.

 

Воспитатель: - Ребята, смотрите что это такое?

Ответы детей. (Это следы животных, ни смотря на то что на северном полюсе так холодно, здесь живут животные).

 

Дидактическая игра «Угадай, чьи следы»

(Дети рассматривают по очереди следы на интерактивной доске и рассказывают, каким животным они принадлежат, ответы так же появляются на экране. Дети рассказывают о полярных животных: белом медведе, тюлене, морже, песце, зайце).

 

Физминутка для глаз: «Заяц»

Вверх морковку подними, (смотрят вверх)

на нее ты посмотри.

Только глазками смотри: лазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево)

вверх-вниз, вправо-влево.

Ай – да, заинька, умелый!

Глазками моргает. (моргают глазками)

Зайчики морковки взяли,

 с ними весело плясали. (глазки закрывают)

 

 

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете что происходит с животными которые добывают себе пищу в воде? Вот например, медведь, поплавал вышел из воды а на улице такой мороз. Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе 

Ответы детей.

Воспитатель: - Белый медведь выйдя из воды покрывается льдом?

Ответы детей.

Воспитатель: - Хотите проверить?

Ответы детей (Да).

 

Исследовательская деятельность.

Перед каждым ребёнком  по 2 полоски бумаги. (одна сухая а другая смазанная жиром)

 

Воспитатель: - В емкость с водой опустим полоску и сразу же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно, она – мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь возьмите полоску смазанную маслом (т. е жиром). Снова опустите в воду и выньте ее. Что вы заметили?

Ответы детей.

 

Воспитатель: Вода уже не покрывает всю полоску, она собралась капельками и если полоску встряхнуть, эти капли с неё слетят. На полоске воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед.

 Дети делают выводы. (полоска смазанная жиром отталкивает воду, жир защищает животных от  проникновения воды, поэтому шерсть животных и перья птиц не намокают в воде. Жир также не пропускает холодный воздух. Поэтому животные и птицы не мерзнут).

 

Воспитатель: - Так что спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз?  

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно шерсть пропитания жиром. У всех животных Севера толстый слой подкожного жира, а у тех зверей, которые плавают еще и сверху шерсть пропитана жиром., это помогает сохранить тепло и не покрыться льдом.

Продолжим наше путешествие.

Воспитатель: -Ребята смотрите. (на экране появляется северное сияние).

Северное сияние – мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же исчезающее. А как оно происходит? Прежде всего, нужно сказать, что оно происходит только в ясную морозную ночь, когда за 3 дня до этого стояли сильные морозы. Небо, как правило ясное, если облачно, то вся красота будет закрыта облаками. Давайте посмотрим….(на интерактивной доске появляется северное сияние).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться делать сами северное сияние?

 

Опыт «Северное сияние».

На стакан положили ткань, закрепив ее резиночками. Нарисовали узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капнули несколько капель воды из шприца. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения.

 

 Воспитатель: - Вот и заканчивается наше путешествие по Северу. Ребята берите свои самолётики, мы улетаем в детский сад.

Включается аудиозапись, дети поднимают самолёты вверх и «улетают» в детский сад, повторяя движения и повороты за воспитателем.

 

Воспитатель: - Вот мы и вернулись в наш детский сад. Где мы побывали? Ответы детей (На Севере).

Воспитатель: - Кого мы там встретили?

Ответы детей (животных Севера).

Воспитатель: - На память о нашем путешествии я хочу подарить вам раскраски животных.