Программа по подготовке руки к письму "По тропинке в школу"

Сидорченко Любовь Эрнстовна, воспитатель

Детский сад "Алёнушка", филиал Детского сада "Светлячок"

город Заводоуковск


1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«История письма ребенка начинается значительно

 раньше того момента, когда учитель впервые

вкладывает ему в руки карандаш и показывает,

 как надо писать буквы»,- считал

известный русский психолог Л.С. Выготский.

Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Практика показывает, что первоклассники чаще испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе. У детей быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. 

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса.

Поэтому педагоги и родители должны представлять себе, что такое процесс письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы этот процесс проходил правильно.

Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль. 

 Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 6 летнего ребенка и с самим процессом письма.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Конечно, обучение письму – это задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение будет облегчено.

Актуальность

В настоящее время школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Современная программа уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письменными навыками.

Слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимание, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенка двигательного и практического опыта, для развития графических навыков.

Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.

Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми с целью формирования двигательных предпосылок письма.

Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому необходимо уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

 

Направленность

Направленность дополнительной образовательной программы по подготовке руки к письму «По тропинке в школу» по содержанию является социально-педагогической.

Программа по подготовке руки к письму рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Она предполагает проведение 2 занятий в неделю, продолжительностью 30 минут, во второй половине дня.

Для успешного освоения программы на занятиях численность детей не должна превышать 12 человек. Занятия проводятся с сентября по май. Общее количество занятий в год – 72. Занятия проводятся в групповом помещении. Срок реализации программы один год.

Педагогическая целесообразность:

Ø     Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

Ø     Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Ø     Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.

 

2.           ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы:обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений с использованием рабочей тетради, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи программы:

1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

2.Продолжать работать над развитием зрительно-слуховых,слухо-моторных функций, ориентировки на микроплоскости с использованием рабочей тетради.

3. Совершенствовать определенные графические умения и навыки в заданиях разных видов для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе с использованием рабочей тетради.

4.Способствовать овладению гигиеническими правилами письма (сохранение правильного положения головы, корпуса, положение тетради перед собой, как правильно держать карандаш, как правильно сидеть, как положить руки, кисти), формировать умение работать в общем темпе.

5.  Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения через применение развивающих игр и упражнений.

6.Продолжать воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

 

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ «ПО ТРОПИНКЕ В ШКОЛУ»

 

№ п/п

Тема занятия

Количество занятий всего

1

Диагностика

4

2

Волшебный карандаш

1

3

Путешествие в страну клеток

1

4

Веселый дождик

1

5

Осень

1

6

Осенний ковер

2

7

Овощи

1

    8

Огород

1

9

Фрукты

1

10

Сад

1

11

Грибы

1

12

Ягоды

1

13

Путешествие в лес

1

14

Откуда хлеб пришел?

2

15

Наша Родина

1

16

Наш город

1

17

Домашние животные

1

18

Дикие животные

1

19

Моя мама лучше всех

2

20

Зима                                    

2

21

Волшебные снежинки

1

22

Домашние животные зимой

1

23

Дикие животные зимой

1

24

Зимующие птицы

1

25

Зимние забавы

1

26

Новогодние подарки

1

27

Новый год у ворот

1

28

Зимние чудеса                                       

2

29

Мой дом

1

30

Мебель

1

31

Бытовые приборы

1

32

Мои любимые игрушки

1

33

Транспорт                                

2

34

Одежда

1

35

Обувь

1

36

Посуда

2

37

Защитники отечества

2

38

Встречаем весну           

2

39

Мамин праздник

2

40

Животные весну встречают

2

41

Домашние птицы

2

42

Перелетные птицы

2

43

Деревья                       

1

44

Волшебница вода

1

45

Животные жарких стран

1

46

Космическое путешествие

2

47

Насекомые

2

48

День Победы      

1

49

Цветы

1

50

Вот как мы умеем  

1

51

Диагностика

4

Итого

72

 

Содержание программы

 

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

Диагностика

Определить уровень развития мелкой моторики рук детей. Определить уровень развития пространственных представлений. Выявить уровеньграфомоторных навыков у детей.

1.Задание «Полоски»

2. Задание «Дорожки»

3.Задание «Мячики»

4.Задание «Узоры»

5.«Узоры по клеточкам»

6.Задание «Домик»

7.Задание «Лес»

8.Графический диктант Д.Б.Эльконин

сентябрь

«Волшебный карандаш»

Продолжить знакомить детей с владением карандашом (правильным хватом карандаша пальцами рук).Укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук.

1.Беседа «Готовим руку к письму»

2. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, ручка!»«Разогреем ладошки»

3.Упражнение «Учимся правильнодержать карандаш»

сентябрь

«Путешествие в страну клеток»

Познакомить детей с тетрадью в клетку и понятием «клетка», учить ориентироваться на листе в клетку.Закрепить правила работы во время письма: правильная расстановка стула, постановка руки, пальцев и корпуса, как должна лежать тетрадь.Закреплять умение правильно держать карандашво время работы, следить за своей осанкой.

1. Игра с массажными мячиками «Наши ручки».

2.Беседа «Правила посадки при письме».

3.Упражнение на ориентировку на листе бумаги.

4.Работа в тетради в клетку: знакомство с клеткой.

5.Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Это правая рука, это левая рука»

сентябрь

«Весёлыйдождик»

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Формировать пространственную ориентацию налисте бумаги, умение правильно держатькарандаш,проводить вертикальные линии сверху вниз, обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

1.Игра с массажными мячиками «Дождик по лесу гулял».

2.Упражнение со счетными палочками «Фигуры из палочек»

3.Работа в прописи: «Обведи по точкам облако», «Дорожки»,прорисовка вертикальных линий.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Тучи дождевые»

сентябрь

«Осень»

Продолжать работу над развитием координации движений с речью.Учить соединять точки не отрывая карандаша от листа, учить контролировать силу нажима на карандаш, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

 

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Дождик»

2.Игра «Выложи дерево из палочек»

3.Игра «Какой листочек и где нарисован?» (ориентировка на листе бумаги)

4. Работа в прописи: графическое упражнение «Дождик», штриховка «Листик» (по образцу).

5.Физминутка «Корзинка»

октябрь

«Осенний ковёр»

Развивать мелкую моторику рук, мышление, зрительно-моторную координацию. Учить проводить линии сверху вниз, регулируя нажимна карандаш, обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги,  заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение.

1.Пальчиковая гимнастика: «Мы дорожки подметаем»
2. Кинезеологическое упражнение: «Ветер»

3.Работа в прописи: упражнение «Обведи по точкам кленовый лист», штриховка «Зонтик» (по образцу).

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Мы листики осенние»

октябрь

«Овощи»

Продолжать развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию. Упражнять в штриховке: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры. Продолжать учить правильно держать карандаш.

1.Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты».
2. Игра с массажными мячиками.

3. Фигурки из палочек «Машина (везёт урожай с полей)».

4.Работа в прописи: графическое упражнение «Урожай», штриховка «Овощи» ( по образцу)

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Ах, какой же урожай»

октябрь

«Огород»

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Упражнять в умении обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги,  заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. Закреплять умение правильно держать карандаш во время работы, следить за своей осанкой.

1.Пальчиковая гимнастика: «Зайкин огород».

2.Игра с шариком су-джок.

3. Работа в прописи: графическое упражнение«Рисуем по точкам», «Дорожки», штриховка «Овощи»(по образцу).

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «В огород пойдем, урожай соберем».

октябрь

«Фрукты»

Развивать координацию движений руки, мелкой моторики.Развивать  умения  выполнять  штриховку  и  выполнять  графические упражнения. Закреплять умение правильно держать карандаш во время работы, следить за своей осанкой.Воспитывать усидчивость, аккуратности в работе.

1.Пальчиковая гимнастика: «Фрукты».

2.Упражнение со счетными палочками «Груша».

3. Работа в прописи: графическое упражнение «Обведи по точкам», штриховка «Фрукты» (по образцу).

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Сбор фруктов».

октябрь

«Сад»

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва руки от бумаги.

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Компот».

2.Упражнение со счетными палочками «Банка для варенья».

3. Работа в прописи: графическое упражнение «Продолжи узор», дорисовка яблока по точкам, штриховка.

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «В саду фруктовом яблоня».

октябрь

«Грибы»

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.Развивать умения  выполнять штриховку  и  выполнять графические упражнения. Закреплять умение правильно держать карандаш во время работы, следить за своей осанкой.Формировать умение работать в общем темпе.

 

1.Пальчиковая гимнастика: «За грибами»

2.Игра «Разложи картинки» (ориентировка в пространстве и на листе бумаги)

3. Фигурки из счетных палочек «Гриб и пенёк».

4.Работа в прописи: упражнение «Дорисуй вторую половинку гриба», «Заштрихуй гриб»

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «По грибы».

октябрь

«Ягоды»

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Упражнять в умении обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги,  штриховать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. Закреплять умение правильно держать карандаш во время работы, следить за своей осанкой.

1.Пальчикова гимнастика «По ягоды».

2.Упражнение со счетными палочками «Корзина».

3. Работа в прописи: графическое упражнение «Обведи по точкам», штриховка «Ягоды» (по образцу).

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «За малиной».

октябрь

«Путешествие в лес»

Продолжать развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.Формировать у детей графические навыки и умения. Воспитывать аккуратность.

1.Пальчиковая гимнастика «В лес идем мы погулять»

2. Фигурки из палочек«Елочки».

3.Работа в прописи: графические упражнения «Обведи наклонные линии -елочка», штриховка ёлочки.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Мы заходим с вами в лес»

ноябрь

«Откуда хлеб пришёл?»

 

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги по словесным инструкциям. Воспитывать аккуратность.

1. Пальчиковая гимнастика: «Хлеб».

2. Упражнение со счетными палочками«Мельница».

3.Работа в прописи: «Обведи по точкам», штриховка.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Мельница».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

ноябрь

«Наша Родина»

Развивать мелкую моторику руки. Формировать у детей графические навыки и умения. Учить ориентироваться на листе бумаги по клеточкам. Продолжать знакомить с правилами работы во время письма: правильная расстановка стула, постановка руки, пальцев и корпуса, как должна лежать тетрадь.

1.Пальчиковая гимнастика: «Моя страна»

2. Фигурки из счетных палочек «Березка»

3.Работа в прописи: графическое упражнение «Дорисуй узор»,штриховка.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Что мы Родиной зовём?».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

ноябрь

«Наш город»

Совершенствовать графические умения и навыки (работа в прописи).Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку.Упражнять в штриховке: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры.

1.Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу».

2. Самомассаж гранеными карандашами.

3.Фигурка из счетных палочек «Башенка».

4. Работа в прописи: графическое упражнение «Обведи по точкам», штриховка.

5.Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Люблю по городу шагать».

7.Работа в тетради в клетку: графический диктант.

ноябрь

«Домашние животные»

Продолжать формировать зрительно-моторную координацию. Развивать тонкую моторику руки. Продолжать закреплять умение штриховать в вертикальном и горизонтальном направлениях. Закреплять умение регулировать нажим на карандаш.

1.Пальчиковая гимнастика: «Овечки».

2. Фигурки из счетных палочек «Кошка».

4. Работа в прописи: «Соедини по точкам» (щенок), штриховка.

5. Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Котята».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

ноябрь

«Дикие животные»

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации речи с движением.Развивать графические навыки (рабочая тетрадь).Формировать умение работать в общем темпе.

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Волк и лиса».

2.Кинезеологическое упражнение.

3.Работа в прописи: «Нарисуй клубочки», штриховка.

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Белки прыгают по веткам».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

ноябрь

«Моя мама лучше всех»

Упражнять в координации движений пальцев с речью.Формировать у детей графические навыки и умения. Развивать память и внимание, воображение, мышление. Формировать умение работать в общем темпе.

1.Пальчиковая гимнастика: «наша семья».

2. Игра с массажным шариком су-джок.

3.Работа в прописи: «Обведи по точкам», «Дорисуй узор», штриховка.

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Дружно маме помогаем».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

декабрь

«Зима-волшебница» 

Развивать мелкую моторику руки. Формировать у детей графические навыки, умение понимать словесные установки. Учить ориентироваться на листе бумаги по клеточкам.

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Погреемся».  

2.Упражнение «Разложи льдинки по формочкам».

3.Работа в прописи: «Дорисуй узор», «Обведи по точкам», штриховка.

4.Физминутка «Зимушка-зима».

5.Гимнастика для глаз.

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

декабрь

«Волшебные снежинки»

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию. Упражнять в штриховке: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры. Закреплять умение регулировать нажим на карандаш.

1.Пальчиковая гимнастика: «Снег, снежок».  

2. Упражнение: ориентировка на листе бумаги «Соедини снежинки».

3.Упражнение со счетными палочками «Снежинки»

4. Работа в прописи: штриховка «Варежки».

5.Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Кружатся снежинки».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

декабрь

«Домашние животные зимой»

Развивать мелкую моторику, координировать работу рук и глаз. Развивать умение выполнять графические упражнения. Упражнять в ориентировке на листе бумаги по клеточкам. Формировать умение работать в общем темпе.

1.Пальчиковая гимнастика «Лошадка».

2.Упражнение: ориентировка в пространстве и на листе бумаги«Разложи картинки».

3. Работа в прописи: графические упражнения «Соедини линией маму и детеныша», штриховка.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка.

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

декабрь

«Дикие животные зимой»

Развивать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях. Развивать тонкую моторику руки, зрительную память. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку.

1.Самомассаж ладоней и пальцев руки «Играем с шишками».

2.Упражнение со счетными палочками «Олень».

3. Работа в прописи: графические упражнения «Выполни штриховку зайца».

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Заячья зарядка».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

декабрь

«Зимующие птицы»

Развивать мелкую моторику рук,внимание, зрительно-моторную координацию.Продолжать развивать умение самостоятельноследить за правилами работы во время письма: правильная расстановка стула, постановка руки, пальцев и корпуса, как должна лежать тетрадь. Развивать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика : «Голуби», «Воробьи».

2. Упражнение со счетными палочками«Птичка».

3. Работа в прописи: графические упражнения,штриховка.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Птички».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

 

декабрь

«Зимние забавы»

Продолжать формировать умение правильно обводить пунктирную линию, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно). Развивать графические умения и навыки. Воспитывать старание иответственность.

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком», «Снеговик».

2. Фигурки из счетных палочек «Санки».

3. Работа в прописи: «Обведи по точкам», штриховка.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Мы зимой в снежки играем».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

декабрь

«Новогодние подарки»

Продолжать учить обводить рисунок не отрывая карандаша от бумаги. Продолжать закреплять умение штриховать в вертикальном и горизонтальном направлениях. Развивать чувство формы, мелкую моторику пальцев рук.

1.Пальчиковая гимнастика:

«Дед Мороз принес подарки».

2.Кинезиологическое упражнения «Ладонь, ребро, кулак».

3.Фигурки из счетных палочек «Конфета».

4. Работа в прописи: «Рисуй по точкам», штриховка.

5.Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «На дворе у нас мороз».

декабрь

«Новый год у ворот»

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию. Продолжать формировать умение правильно обводить пунктирную линию, регулировать нажим на карандаш, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.Упражнять в умении выполнять графическое задание под диктовку.

1.Пальчиковая гимнастика: «Праздник», «Ёлочка».

2. Упражнение со счетными палочками «Ёлочка».

3. Работа в прописи: «Дорисуй картинку», «Обведи по точкам мешок с подарками», штриховка.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Новый год».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

январь

«Зимние чудеса» 

Развивать зрительно-моторную координацию. Закрепить умение проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные.  Воспитывать старание и ответственность.

 

1.Пальчиковая гимнастика

«Снегопад».

2. Игра с массажным шариком су-джок.

3. Работа в прописи: «Дорожки, линии», штриховка.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Мы на лыжах в лес идем».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

январь

«Мой дом»

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать направление линии. Проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.

1.Пальчиковая гимнастика «Строим дом», «Есть у каждого свой дом».

2.Упражнение со счетными палочками «Дом».

3. Работа в прописи: «Дорисуй половинку-домик», штриховка.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Наш дом».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

январь

«Мебель»

Развивать общую и мелкую моторику. Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в штриховке.Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные). Формировать умение работать в общем темпе.

1.Пальчиковая гимнастика: «Стул, стол».

2. Фигурки из счетных палочек.

3. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями).

4. Работа в прописи: «Обведи по точкам», штриховка.

5.Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Наш дом».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

январь

«Бытовые приборы»

Развивать зрительно-моторную координацию.Продолжать совершенствовать у детей навык выполнения графического задания под диктовку, находить направление в тетради, соблюдая заданное количество клеток. Развивать память и внимание, воображение, мышление.

1. Пальчиковая гимнастика: «Телевизор, часы, пылесос».

2. Фигурки из счетных палочек

«Телевизор».

3. Работа в прописи: «Дорисуй узор», штриховка.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Помогатор».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

январь

«Мои любимые игрушки»

Продолжать развивать мелкую моторику рук. Учить штриховать предметы в разных направлениях. Продолжать формировать зрительно-моторную координацию, учить детей выполнять графические задания под диктовку.

1.Пальчиковая гимнастика «Мячик мой».

2.Игры с массажным мячиком.

3.Упражнение: ориентировка в пространстве и на листе бумаги «Определи расположение игрушек относительно друг друга».

4. Работа в прописи: «Продолжи узор», «Нарисуй карандашом круги двумя руками»,  штриховка.

5.Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Игрушки».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

февраль

«Транспорт»

Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики. Продолжать учить детей выполнять графические задания под диктовку, находить направление в тетради, соблюдая заданное количество клеток. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

1.Пальчиковая гимнастика «Самолет».

2.Упражнения с шишками (катание между ладонями).

3.Упражнение: ориентировка в пространстве и на листе бумаги «Куда едут машины?»

4. Работа в прописи: «Обведи по точкам», штриховка.

5.Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Игрушки».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

февраль

«Одежда»

Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиями дорисовывать предметы и узоры. Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в штриховке. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

1.Пальчиковая гимнастика: «Варежки».

2. Упражнение: ориентировка в пространстве и на листе бумаги«Определи расположение деталей на одежде».

3.Работа в прописи: «Обведи и раскрась платье», штриховка.

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Одежда».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

февраль

«Обувь»

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию. Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиями дорисовывать предметы и узоры. Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в штриховке. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

1.Пальчиковая гимнастика: «Ботинки».

2. Упражнение: ориентировка в пространстве и на листе бумаги «Собери пары обуви».

3.Работа в прописи: «Дорисуй узор», «Выполни штриховку сапог».

4.Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Туфельки нарядные».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

февраль

«Посуда»

Развивать мышечный тонус руки, мелкую моторику. Совершенствовать технику выполнения графического диктанта.Учить ориентироваться на листе в клетку. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

 

 

1.Пальчиковая гимнастика: «Помощники».

2. Фигурки из счетных палочек «Конфеты», «Кастрюля».

3. Игра с массажными мячиками.

4. Работа в прописи: «Продолжи узор», штриховка.

5. Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Вот большой, стеклянный чайник».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

февраль

«Защитники отечества»

Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики. Учить штриховать предметы в разных направлениях. Продолжать формировать зрительно-моторную координацию.

1.Пальчиковая гимнастика : «Солдаты», «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Самолёт».

3.Работа в прописи: штриховка, «Срисуй по клеточкам: «Самолёт»

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Наша армия».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

март

«Встречаем весну»

Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в штриховке. Развивать внимание, слуховое восприятие, умение понимать словесные установки.

1.Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик».

2. Игра с массажным шариком су-джок.

3.Работа в прописи: «Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур», штриховка.

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Весна пришла».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

март

«Мамин праздник»

Продолжать развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

1.Пальчиковая гимнастика: «С мамой весело играем».

2. Фигурка из счетных палочек «Цветок для мамы».

3.Упражнение: ориентировка на листе бумаги«Собери букет для мамы».

4.Работа в прописи: «Обведи по точкам», «Продолжи узор», штриховка.

5. Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Мамины помощники».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

март

«Животные весну встречают»

Продолжать формировать зрительно-моторную координацию. Развивать   пространственное  видение, заштриховывать рисунок аккуратно  в пределах контура рисунка. Совершенствовать технику выполнения графического диктанта.

1.Пальчиковая                                   гимнастика

«Весна».

2.Упражнения с шишками (катание между ладонями).3.Работа в прописи: рисованиепо клеточкам, «Продолжи узор», штриховка.

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «В лес весенний».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

март

«Домашние птицы»

Развивать зрительно-моторную координацию.

Закреплять умение проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. Развивать память и внимание, воображение, мышление. Продолжать учить ориентироваться на бумаге.

1.Пальчиковая гимнастика «Утята», «Петушок и курочка».

2. Игра с массажным шариком су-джок.

3.Работа в прописи: «Обведи по точкам», штриховка.

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминтука «Веселые цыплята».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

март

«Перелетные птицы»

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. Продолжать развивать умение заштриховывать вертикальными и горизонтальными линиями.Развивать интерес к письму,закреплять приобретенные графические навыки.

 

1.Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник»

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки гранеными карандашами.

3. Фигуры из счетных палочек «Ласточка».

4.Работа в прописи: «Обведи по точкам», штриховка.

5. Гимнастика для глаз.

6.Физминтука «Птички пальчики летят».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

апрель

«Деревья»

Развивать зрительно-моторнуюкоординацию. Учить контролировать движение руки, кисти, контролировать силу нажима. Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в штриховке. Развивать внимание, слуховое восприятие, умение понимать словесные установки.

1.Пальчиковая гимнастика «Деревья в лесу»

2. Игра с массажным мячиком.

3. Фигуры из счетных палочек «Дерево».

4.Работа в прописи: «Рисуем по точкам», «Продолжи уор», штриховка.

5. Гимнастика для глаз.

6.Физминтука «Деревья».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

апрель

«Волшебница вода»

Развивать глазомер, воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства. Закреплять с детьми как обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

1.Пальчиковая гимнастика: «Ты где прячешься,вода».

2. Игра с массажным шариком су-джок.

3.Работа в прописи: «Обведи рисунок по точкам», штриховка.

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Водица».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

апрель

«Животные жарких стран»

Развивать интерес к письму, закреплять приобретенные графические навыки. Укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

1.Пальчиковая гимнастика : «Черепаха», «Слон».

2. Игра со счетными палочками «Слон»

3.Работа в прописи: «Продолжи узор», штриховка.

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «В жарких странах».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

апрель

«Космическое путешествие»

Продолжать совершенствовать умение выполнять графические задания под диктовку.Закреплять у детей способность к пространственному ориентированию. Упражнять в штриховке фигур разными способами. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением  тетради во время письма.

1.Пальчиковая гимнастика: «Комета», «Ракета».

2. Фигурки из счетных палочек «Звёздочка», «Ракета».

3. Упражнение: ориентировка на листе бумаги«Выложи на небе звезды».

4.Работа в прописи: «Дорисуй луноход», штриховка.

5. Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Космос».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

апрель

«Насекомые»

Продолжать развивать общую и тонкую моторику детей, слуховую память. Совершенствовать умение детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Совершенствовать технику выполнения графического диктанта.  Формировать умение работать в общем темпе.

1.Пальчиковая гимнастика: «Пчела», «Насекомых называем».

2. Фигурки из счетных палочек «Стрекоза», «Бабочка».

3. Работа в прописи: «Продолжи узор», «Рисование по точкам», штриховка.

4. Гимнастика для глаз.

5.Физминутка «Утром бабочка проснулась».

6. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

май

«День Победы»  

Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.Продолжать совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа. Формировать умение работать в общем темпе.

1.Пальчиковая гимнастика: «Салют», «Солдаты».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Флаг».

3. Упражнение с массажным шариком су-джок.

4.Работа в прописи: «Обведи по точкам», штриховка.

5. Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Как солдаты на параде».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

май

«Цветы»

Продолжать формировать зрительно-моторную координацию.Закреплять умение штриховать в заданном направлении.Совершенствовать графические умения и навыки, учить работать в тетради аккуратно, соблюдать правильную позу при письме.

1.Пальчиковая гимнастика: «На пригорке вырос мак»

2. Кинезиологическое упражнение.

3 Фигурки из счетных палочек «Одуванчик»

4.Работа в прописи: «Обведи рисунок по точкам (тюльпан), «Продолжи узор», штриховка.

5. Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

май

«Вот как мы умеем»

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать   умения   выполнять графические задания под диктовку, находить направление  в  тетради,  соблюдая  заданное количество  клеток, соблюдать правильную позу при письме.Продолжать совершенствовать умение детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от листа бумаги, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию.  

1.Пальчиковая гимнастика: «Пальчики»

2. Упражнение с массажными мячиками «Катаем мячики».

3 Фигурки из счетных палочек «Играем с палочками»

4.Работа в прописи: «Обведи по точкам», «Продолжи узор», штриховка.

5. Гимнастика для глаз.

6.Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся».

7. Работа в тетради в клетку: графический диктант.

май

Диагностика

Определить уровень развития мелкой моторики рук детей. Определить уровень развития пространственных представлений. Выявить уровень сформированности графомоторных навыков у детей.

1.Задание «Полоски»

2. Задание «Дорожки»

3.Задание «Мячики»

4.Задание «Узоры»

5.«Узоры по клеточкам»

6.Задание «Домик»

7.Задание «Лес»

8.Графический диктант Д.Б.Эльконин

         

 

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПОДГОТОВКЕ

РУКИ К ПИСЬМУ «ВЕСЕЛЫЕ ПРОПИСИ»

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет) и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.

При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.

Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, позволит развить зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий способствует не только совершенствованию тонко-координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

Программа рассчитана на один год обучения. Программа предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми 6-7 лет в количестве 72 занятий с режимом проведения 2раза  в неделю с сентября по май включительно. Длительность занятий составляет 30 минут.

Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детейстаршего дошкольного возраста.Методологической основой для разработки программы явились теории целенаправленного обучения двигательным навыкам письма дошкольников  (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон), теория развития графических навыков детей (В. В. Горбатова). Основываясь  на научные теории, были определены и теоретически обоснованы наиболее важные принципы: последовательность, системность, преемственность, интеграция.

В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И.А. Подрезова, Е.В. Колесникова, С.А. Калик, С.О. Филлипова, Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина, Дмитриева В.Г.,Гризик Т.И.

Структура занятий:

Ø     Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками,массаж шариками су-джок, массажными мячиками, карандашом.

Ø     Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: упражнения, работа в прописях, в тетради, графический диктант.

Ø     Гимнастика для глаз.

Ø     Упражнения на развитие двигательной деятельности: физкультминутка.

Ø     Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

1.Для активизации пальцев руки ребёнка занятия начинаются с пальчиковой гимнастикиили самомассажа пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук. Можно использовать после письма элементов в тетради для расслабления мышц руки.

2.Во время работы в тетради по развитию графических навыков дети учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается пространственное воображение, совершенствуется зрительная и словесная память, двигательные и каллиграфические навыки. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, нужно показать на доске, сопровождая показ подробным описанием.

3.После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение. Поэтому для профилактики нарушения зрения используются серия расслабляющих упражнений для глаз. «Гимнастика для глаз» - выполнение упражнений для снятия нагрузки с зрительного анализатора. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности.

4. Для снятия утомления детей на занятиях обязательно проводятся динамические паузы,физкультминутки, развивающие внимание, быстроту реакции, общую моторику, координацию движений,ориентацию в пространстве.

5.В конце занятия проводятся занимательные упражнения по развитию мелких движений мышц руки(штриховка, дорисовка или проведение непрерывной линии).Эти упражнения нуждаются в мотивации деятельности ребёнка. Поэтому перед их выполнением педагог может прочитать стихотворение, загадать загадку.

Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом. Это делает их интересными для детей, сохраняет непринуждённую обстановку на протяжении всего занятия и способствует нравственному и эстетическому воспитанию. На занятиях дети не испытывают утомления,у них увеличивается объём внимания, становится лучше зрительная, двигательная, тактильная, словесная и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, развивается речь, пространственное воображение.

Методы и приемы работы:

наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный); словесный; практический;

игры, графические упражнения, работа в прописях, работа по образцу, работа в тетради, самостоятельное выполнение работы;

практические задания;

решение проблемных ситуаций;

демонстрация иллюстраций;

методы проблемно-поискового характера;

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

штриховка;

дорисовка (по принципу симметрии).

 

5.ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Продолжительность учебного года

01.09.2020-31.08.2021

Продолжительность учебного процесса

38 недель

Режим работы

2 раза в неделю, во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Педагогическая диагностика

1-2 неделя сентября, 3- 4 неделя мая

Количество занятий

72

 

Расписание занятий

Дни недели

Время проведения

Среда,пятница

18.00

 

Продолжительность занятий 30 минут.

 

6.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия должны проводится в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.Для занятий необходимы столы стулья, соответствующие росту детей, доска,плакат «Правильно сиди при письме»,набор счетных палочек, колючие мячи, тетради в клетку,рабочие тетради «Развиваем графические навыки»,карандаш простой.

Принципы, лежащие в основе программы:

• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

•обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода;

• комплексный подход при разработке занятий;

• систематичность и последовательность занятий;

• вариативность содержания и форм проведения занятий;

• наглядность;

• постепенность (пошаговость), следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;

• индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу только после полного освоения материала предыдущего этапа;

сотрудничество педагога с семьей (консультации для родителей, показ рабочих тетрадей).

Организуя занятия по развитию графических навыков, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. На занятиях используем различные пособия, занимательный раздаточный материал.

Учебно-методическое обеспечение:

ü     Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, массажные мячи, шарики су-джок.

ü     Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, рисунков по клеточкам.

ü     Тетради в клетку,рабочие тетради«Развиваем графические навыки», простые карандаши, цветные карандаши.

ü     Тематические иллюстрации.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап.Подготовительный.

Составление программы по подготовке руки к письму старших дошкольников.

При работе над данной программой проводился подбор диагностических методик, учитывая индивидуальные особенности воспитанников группы.

2 этап. Первичная диагностика.

Для проведения первичной диагностики используют упражнения на определение уровня развития сложно-координированных движений пальцев и кисти рук и графических навыков.

3 этап. Практический.

Организация занятий по подготовке руки к письму с использованием рабочих тетрадей «Развиваем графические навыки», тетрадей в клетку.

4 этап. Аналитический.

Проведение диагностики с целью изучения эффективности работы и выявление результативности программы. Обобщение результатов, выводы и анализ трудностей. Оценка эффективности программы, коррекция деятельности.

 

7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- укрепление мышечного тонуса кисти руки;

- развитие четкого движения и координации рук;

- снижение утомляемости и повышение работоспособности;

- навык владением карандашом;

- графические навыки на уровне возрастных требований;

- ориентировка на листе бумаги;

- ориентировка в пространстве;

-развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их приделы, соблюдать одинаковое расстояние между линиями);

- овладение гигиеническими правилами (как правильно сидеть, как положить руки, листок, карандаш, тетрадь).

8.ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для отслеживания успешности овладения детьми содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности детей на занятиях, выполняемых ими заданий.

Оценка уровня готовности руки к овладению письмом в рамках реализации дополнительной обшеобразовательной программы осуществляется на основе диагностики (Приложение 1) 

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Данная диагностическая работа позволяет оценить эффективность программы. Еженедельно заполняется график посещаемости группы.

Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.           Алифанова Е.А., ЕгороваН.Е. Точки, линии, фигуры.- М., 2001 г.

2.           Анищенко Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников -М.: Просвещения 1999г.

3.           Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника У –Фактория. –Екатеринбург, 2004 г. 

4.           Бардышева Т.Ю. Пляшут мои ручки.- М., «Карапуз-Дидактика»,2005 г.

5.           Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Практическое пособие для педагогов и родителей – 2-й издание и дополнение: -М. «АРКТИ», 2007 г.

6.           Безруких М.М., ФиллиповаТ.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. –М.: Дрофа, 20042.Т.С. 

7.           Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера.

8.           Волина В. В. Игры в рифмовки. СПб: Дидактика, 1987г.

9.           Гаврилина С.Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г.

10.       Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Готовим руку к письму. -М.: Росмэн, 2008г.

11.       Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Л., Топоркова, И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Издательство: Академия и Ко, Академия ХолдингГод выпуска: 2000 г.

12.       Голубина  Чему  научит  клеточка   Москва,   Мозаика  -Синтез, 2005 г.

13.       Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005г.

14.       Гризик Т.И. Подготовка ребёнка к обучению письму.  Москва «Просвещение», 2007 г.

15.       Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч.2: Формирование элементарного графического навыка - М.: Владос, 2003 г.

16.       Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Творческий центр Сфера Москва 2001 г.

17.       Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет.- М.: Владос, 2012 г.

 

18.       Комарова Т. О. «Формирование графических навыков у дошкольников», - М., 1970 г.

19.       Косина Е.М. Гимнастика для пальчиков.- М.: «Олма-Пресс», 2001 г.

20.       Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму./ Дошкольное воспитание №2 2008 г.

21.       Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. К.:ГИППВ, 1998 г.

22.       Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006 г.

23.       Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду- Ярославль: ООО Академия развития,2012 г.

24.       Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2005 г.

25.       Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / Худ. Е.Смирнов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005 г.

26.       Салмина Н.Г., Глебова А.О., Учимся рисовать «Клетки, точки и штрихи» Вентана – Граф-2012 г.

27.       Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет, Москва- МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012 г.

28.       Утехина К. Развитие графических навыков у дошкольников.- /Дошкольное воспитание №5 1998 г.

29.       Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб. Методическое пособие. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999 г.

30.       А. Хвостовцев  Играем  с  пальчиками  и  развиваем  мелкую моторику рук и устную речь. Сибирское университетское издательство, 2010 г.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Система мониторинга

Цель: определение уровня развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом.

Задачи мониторинга:

1. Определить уровень развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить уровень развития пространственных представлений.

3. Обследовать развитие уровня графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)

Цель: данная методика позволяет отследить характер точности движений руки ребёнка, выявить уровень развития графических навыков.

1.Упражнение «Полоски».

Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу «Начали!», начни рисовать прямые линии, когда я скажу «Стоп!» - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

Оценка:

3 балла – ребенок заполнил 3 строки при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 2 строки при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 1 строку или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

0 баллов – с заданием не справился.

 

2.Упражнение «Дорожки».

Исследование точности движений.

 
 


Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки». Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

 

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии. 0 баллов – с заданием не справился.

3.Упражнение «Мячики».

Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1 балл – 3 и более ошибок.

0 баллов – с заданием не справился.

 

4.Упражнение «Узоры».

Исследование            на        переключаемость. Экспериментатор рисует ребенку образец на нелинованной бумаге.


Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги».

 

Оценка:

3 балла – без ошибок. 2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора. 0 баллов – с заданием не справился.

 

5.Упражнение «Узоры по клеточкам».

Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок. 2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора. 0 баллов – с заданием не справился.

 

6.Упражнение «Домик».

Методика: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок. 2 балла – 1 – 2 ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

 

7.Упражнение «Лес»

Методика: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – 1–2 раза сошел с линии. 2 балла – 3–4 раза сошел с линии.

1 балл – 5 и более раз сошел с линии. 0 баллов – с заданием не справился.

 

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень (17-21 баллов):

Общий результат 17 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень (12-16 баллов):

Общий результат от 12 до 16 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень(7-11 баллов):

Общий результат 11 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

 

8.Упражнение "Графический диктант" Автор: Эльконин Д.Б.

Цель: данная    методика  позволяет   определить       уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Условия: методика может проводиться индивидуально или с подгруппой (5 детей). Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.


1.«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

2. «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна летка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

 
 


 

3.     «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

 
 


 

4.     «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо.Однаклеткавверх.Однаклетканалево(слово«налево»выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

Безошибочное воспроизведение узора -4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла.

За большее число ошибок -2 балла.

Если            ошибок         больше,         чем     правильно    воспроизведенных участков,то ставится 1 балл.

Если            правильно    воспроизведенных участков       нет,     то        ставят            0          баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный).

На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

          10-12 баллов - высокий;

6-9 баллов - средний;

3-5 баллов - низкий;

0-2 балла - очень низкий.

 

Диагностическая таблица № 1

 

№   

Фамилия имя ребенка

 

Полоски

Дорожки

Узоры

Узоры поклеточкам

Мячики

Домик

Лес

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия имя ребенка

 

Графическийдиктант

Итог

Начало года

Конец года

1узор

2 узор

3 узор

1 узор

2 узор

3 узор

н.г

к.г

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическая таблица № 2