Проект на тему "Это важное слово - семья"
Погасий Луиза Анатольевна, воспитатель
МДОУ "Детский сад № 77"
г. Саратов
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
И. Токмакова
Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный, познавательно – творческий, речевой, групповой.
Участники проекта: Воспитатели группы, воспитанники 2 младшей группы и их родители, педагоги дополнительного образования.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Реализация проекта: ноябрь - декабрь месяц.
Результат: Фотоконкурс «Моя семья».
Образовательные области:
1.Познавательное развитие;
2.Социально-коммуникативное развитие;
3.Речевое развитие;
4.Художественно-эстетическое развитие;
5.Физическое развитие.
Актуальность проекта.
Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
В.А. Сухомлинский сказал: « Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у меня возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.
Мой проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема.
Дети слабо владеют информацией о своих ближайших родственниках: маме, папе, сестрах, братьях, бабушках и дедушках – о своей СЕМЬЕ, и совсем не владеют информацией о семейных традициях.
Ожидаемые результаты.
1. Дети правильно выберут линию поведения по отношению к своей семье, близким людям разного возраста.
2. Дети будут знать о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе.
3. Дети будут знать о составе семьи, о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье, о семейных традициях.
4. Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Цель:
1. Расширить представление о семье через организацию разных видов деятельности.
2. Формировать у детей понятие «Семья»;
3. Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.
Задачи:
1. Дать детям элементарные знания о семье, имени, фамилии .
2. Учить проявлять заботу о родных людях.
3. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.
5. Создать условия для благоприятного взаимодействия и установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка.
6.Вовлечь семьи в единое образовательное пространство.
Этапы.
Подготовительный:
1.Сбор литературы по данной теме.
2.Диагностика детей по данной теме.
3.Составление плана работы.
4.Разработка содержания проекта.
Основной:
1.Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми.
2.Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3.Подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.
Заключительный:
1.Подведение итогов работы над проектом.
2. Анкетирование родителей.
3.Презентация проекта.
Основные формы реализации проекта:
1.Анкетирование родителей.
2.Консультации для родителей.
3. Дидактические игры и упражнения.
4. Художественное слово.
5. Чтение художественной литературы.
6. Беседы.
7.Художественно-эстетическое творчество.
План по реализации проекта:
1 этап – накопление знаний (подготовительный)
- Родительское собрание.
Родителям сообщается, что в группе реализуется проект «Моя семья», где родителям предоставляется возможность внести свои творческие дополнения. Мастер класс для родителей на тему: «Поделка из солёного теста – Семейный оберег».
Формируется список тематических бесед с родителями:
1. «Психологические особенности детей 3-4 лет»;
2. «Первые дни в детском саду»;
3. «Что значит «слушаться»;
4. «Уважайте «я» своего «ребёнка»;
5. «Права ребёнка в семье»;
6. «Можно ли обойтись без наказания? »;
7. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»;
8. «Отец – как воспитатель»;
9. «Роль семьи в воспитании ребёнка»;
10. Памятка «Родительские заповеди»;
11. Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»;
12. Анкета по взаимодействию родителей и педагогов.
- Индивидуальные беседы с родителями для налаживания партнёрских, доверительных отношений.
- Диагностика знаний и представлений детей о своей семье.
2 этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний.
- Проведение фотоконкурса: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка».
- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
- Совместное изготовление детьми с родителями сюжетно- ролевых игр: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья».
3 этап – заключительный.
-Обработка результатов по реализации проекта.
-Анкетирование родителей.
- Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже».
- Фотоконкурс «Моя семья».
-. Мастер класс для родителей на тему: «Поделка из солёного теста – Семейный оберег».
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
План работы с детьми.
Пятница 1 ноября.
1. Рассматривание фотографий членов семьи, составление рассказов о них .
2. Опрос детей: «Что я знаю о семье? »
Вторник 5 ноября.
1. Беседа о прошедшем выходном дне.
2. Дидактическая игра: «Назови, как тебя дома ласково называют».
Среда 6 ноября.
1. Беседа: «Как я помогаю дома».
2. Сюжетно-ролевая игра: «Уложить куклу Машу спать».
Четверг 7 ноября.
1.Чтение художественной литературы: А.Барто «Купание».
2. Разучивание потешек о семье.
Пятница 8 ноября.
1. Беседа на тему: «Как мы летом отдыхали всей семьёй».
2. Сюжетно- ролевая игра: «Дочки - матери».
Понедельник 11 ноября.
1. Беседа о прошедшем выходном дне.
2. Дидактическая игра: «Назови ласково».
Вторник 12 ноября.
1. Рассматривание иллюстраций «Петушиная семья».
2. Лепка: «Погремушка для братика».
Среда 13 ноября.
1.Чтение стихотворения Л. Квитко « Бабушкины руки».
2.Пальчиковая игра «Моя семья».
Четверг 14 ноября.
1. Игровая ситуация: «У нас в гостях бабушка».
2. Проведение фотовыставки: «Мои бабушка и дедушка».
Пятница 15 ноября.
1. Беседа о братьях и сёстрах.
2. Сюжетно - ролевая игра: «Дружная семья».
Понедельник 18 ноября.
1. Беседа о прошедшем выходном дне.
2. Сюжетно - ролевая игра «Кому что подходит».
Вторник 19 ноября.
1. Чтение русской народной сказки «Репка».
2. Рисование: «Раскрасим репку».
Среда 20 ноября.
1.Театрализация сказки: «Репка».
2. Наблюдение за прогулкой мам с колясками - уточнить представление о том, как взрослые заботятся о малышах.
Четверг 21 ноября.
1.Чтение Л. Воронкова «Что сказала бы мама».
2. Рисование «Букет цветов для мамы».
Пятница 22 ноября.
1. Составление с детьми рассказов о членах семьи.
2. Подвижная игра «Курочка – хохлатка».
Понедельник 25 ноября.
1. Беседа о прошедшем выходном дне.
2. Разучивание стихов о маме и бабушке.
Вторник 26 ноября.
1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
2. Игра – инсценировка «Моя семья».
Среда 27 ноября.
1. Чтение художественной литературы: Благинина «Бабушкина забота».
2. Конструирование: «Двухэтажный дом для моей семьи».
Четверг 28 ноября.
1.Беседа: «Любимые блюда нашей семьи».
2. Дидактическая игра «Чьи детки».
Пятница 29 ноября.
1. Чтение художественной литературы: А.Барто «Младший брат».
2. Аппликация: «Разноцветный коврик для мамы».
Понедельник 2 декабря.
1. Беседа о прошедшем выходном дне.
2. Конструирование - построить своими руками кроватку для куклы, положить куклу спать и спеть ей колыбельную песню.
Вторник 3 декабря.
1. Разучивание пословиц и поговорок о семье.
2. Дидактическая игра «Сложи картинку».
Среда 4 декабря.
1. Беседа: «Праздники в нашей семье».
2. Дидактическая игра: «Назови правильно».
Четверг 5 декабря.
1. Чтение стихотворения И. Муравейко « Я сама».
2. Просмотр диафильма К.Чуковского “Мойдодыр”- дать представление о том, что неряхой быть плохо, в доме должен быть порядок.
Пятница 6 декабря.
1. Рассматривание иллюстрации: «Домашние животные и их детёныши».
2. Объявление родителям о начале фотоконкурса: «Моя семья».
Понедельник 9 декабря.
1. Беседа о прошедшем выходном дне.
2. Пальчиковая игра «Дом».
Вторник 10 декабря.
1. Чтение стихотворения Е. Благининой « Солнышко».
2. Аппликация «Ваза с цветами».
Среда 11 декабря.
1. Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
2. Изготовление родителями атрибутов для сюжетно- ролевой игры: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».
Четверг 12 декабря.
1.Чтение рассказа Д.Грабе « Мама».
2. Дидактическая игра: «Мамины помощники».
Пятница 13 декабря
1. Загадывание загадок о членах семьи.
2. Обобщение результатов работы по фотоконкурсу: «Моя семья».
3. Чествование победителей.
Подведение итогов проекта.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя бол ее компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 45% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 80% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 73% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями.
И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности. Мы не останавливаемся на достигнутом , продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.
· Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е.ВераксыМ.А.Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2010 г.
· «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г.
· «Твоя родословная» В.С.Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса,2000г.
· интернет – ресурсы: презентации по теме
· «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я.Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2010г.
· «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление
Чтение художественной литературы: А.Барто «Купание». стихотворения Л. Квитко « Бабушкины руки», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», . Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»,Е . Благинина «Бабушкина забота» « Солнышко» , А.Барто «Младший брат», «Младший брат», рассказа Д.Грабе « Мама».
· русские народные сказки «Репка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
· http://detsad-kitty.ru/shablon/58082-genealogicheskoe-derevo-semya.html
· Стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки.