Проект на тему "Это важное слово - семья"

Погасий Луиза Анатольевна, воспитатель

МДОУ "Детский сад № 77"

г. Саратов


Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

И. Токмакова

 

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный, познавательно – творческий, речевой, групповой.

 Участники проекта: Воспитатели группы, воспитанники 2 младшей  группы и их родители, педагоги дополнительного образования.

       Продолжительность проекта: краткосрочный.

 

Реализация проекта: ноябрь - декабрь  месяц.

Результат: Фотоконкурс «Моя семья».

 

       Образовательные области:

1.Познавательное развитие;

2.Социально-коммуникативное развитие;

3.Речевое развитие;

4.Художественно-эстетическое развитие;

5.Физическое развитие.

 

Актуальность проекта.

Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму.

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

В.А. Сухомлинский сказал: « Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у меня возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.

Мой проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проблема.

Дети слабо владеют информацией о своих ближайших родственниках: маме, папе, сестрах, братьях, бабушках и дедушках – о своей СЕМЬЕ, и совсем не владеют информацией о семейных традициях.

Ожидаемые результаты.

1. Дети правильно выберут линию поведения по отношению к своей семье, близким людям разного возраста.

2. Дети будут знать о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе.

3. Дети будут знать о составе семьи, о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье, о семейных традициях.

4. Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.

 

Цель:

 1. Расширить представление о семье через организацию разных видов деятельности.

2. Формировать у детей понятие «Семья»;

3. Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.

 

 Задачи:

 1. Дать детям элементарные знания о семье, имени, фамилии .

2. Учить проявлять заботу о родных людях.

3. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.

5. Создать условия для благоприятного взаимодействия и установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка.

6.Вовлечь семьи в единое образовательное пространство.

 

Этапы.

Подготовительный:

1.Сбор литературы по данной теме.

2.Диагностика детей по данной теме.

3.Составление плана работы.

4.Разработка содержания проекта.

Основной:

1.Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми.    

2.Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3.Подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.

Заключительный:

1.Подведение итогов работы над проектом.

2. Анкетирование родителей.

3.Презентация проекта.

Основные формы реализации проекта:

1.Анкетирование родителей.

2.Консультации для родителей.

3. Дидактические игры и упражнения.

4. Художественное слово.

5. Чтение художественной литературы.

6. Беседы.

7.Художественно-эстетическое творчество.

 

 

План по реализации проекта:

1 этап – накопление знаний (подготовительный)

- Родительское собрание.

Родителям сообщается, что в группе реализуется проект «Моя семья», где родителям предоставляется возможность внести свои творческие дополнения. Мастер класс для родителей на тему: «Поделка из солёного теста – Семейный оберег».

 Формируется список тематических бесед с родителями:

1. «Психологические особенности детей 3-4 лет»;

2. «Первые дни в детском саду»;

3. «Что значит «слушаться»;

4. «Уважайте «я» своего «ребёнка»;

5. «Права ребёнка в семье»;

6. «Можно ли обойтись без наказания? »;

7. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»;

8. «Отец – как воспитатель»;

9. «Роль семьи в воспитании ребёнка»;

10. Памятка «Родительские заповеди»;

11. Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»;

12. Анкета по взаимодействию родителей и педагогов.

- Индивидуальные беседы с родителями для налаживания партнёрских, доверительных отношений.

- Диагностика знаний и представлений детей о своей семье.

2 этап – основной (практический)

- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний.

- Проведение фотоконкурса: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка».

- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

- Совместное изготовление детьми с родителями сюжетно- ролевых игр: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья».

3 этап – заключительный.

-Обработка результатов по реализации проекта.

-Анкетирование родителей.

- Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже».

- Фотоконкурс «Моя семья».

-. Мастер класс для родителей на тему: «Поделка из солёного теста – Семейный оберег».

 

 

 

 

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!



План работы с детьми.

Пятница 1 ноября.

1. Рассматривание фотографий членов семьи, составление рассказов о них .

2. Опрос детей: «Что я знаю о семье? »

 

Вторник 5 ноября.

1. Беседа о прошедшем выходном дне.

2. Дидактическая игра: «Назови, как тебя дома ласково называют».

 

Среда 6 ноября.

1. Беседа: «Как я помогаю дома».

2. Сюжетно-ролевая игра: «Уложить куклу Машу спать».

 

Четверг 7 ноября.

1.Чтение художественной литературы: А.Барто «Купание».

2. Разучивание потешек о семье.

 

Пятница 8 ноября.

1. Беседа на тему: «Как мы летом отдыхали всей семьёй».

2. Сюжетно- ролевая игра:  «Дочки - матери».

 

Понедельник 11 ноября.

1. Беседа о прошедшем выходном дне.

2. Дидактическая игра: «Назови ласково».

 

Вторник  12 ноября.

1. Рассматривание иллюстраций «Петушиная семья».

2. Лепка: «Погремушка для братика».

 

Среда 13 ноября.

1.Чтение стихотворения Л. Квитко « Бабушкины руки».

2.Пальчиковая игра «Моя семья».

 

Четверг  14 ноября.

1. Игровая ситуация: «У нас в гостях бабушка».

2. Проведение фотовыставки: «Мои бабушка и дедушка».

 

Пятница 15 ноября.

1. Беседа о братьях и сёстрах.

2. Сюжетно - ролевая игра:  «Дружная семья».

 

Понедельник 18 ноября.

1. Беседа о прошедшем выходном дне.

2. Сюжетно - ролевая игра «Кому что подходит».

 

Вторник 19 ноября.

1. Чтение русской народной сказки «Репка».

2. Рисование: «Раскрасим репку».

 

Среда 20 ноября.

1.Театрализация сказки: «Репка».

2. Наблюдение за прогулкой мам с колясками - уточнить представление о том, как взрослые заботятся о малышах.

 

Четверг 21 ноября.

1.Чтение Л. Воронкова «Что сказала бы мама».

2. Рисование «Букет цветов для мамы».

 

Пятница 22 ноября.

1. Составление с детьми рассказов о членах семьи.

2. Подвижная игра «Курочка – хохлатка».

 

Понедельник 25 ноября.

1. Беседа о прошедшем выходном дне.

2. Разучивание стихов о маме и бабушке.

 

Вторник 26 ноября.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

2.  Игра – инсценировка «Моя семья».

 

Среда 27 ноября.

1. Чтение художественной литературы: Благинина «Бабушкина забота».

2. Конструирование: «Двухэтажный дом для моей семьи».

 

Четверг 28 ноября.

1.Беседа: «Любимые блюда нашей семьи».

2. Дидактическая игра «Чьи детки».

 

Пятница 29 ноября.

1. Чтение художественной литературы: А.Барто «Младший брат».

2. Аппликация: «Разноцветный коврик для мамы».

 

Понедельник 2 декабря.

1. Беседа о прошедшем выходном дне.

2. Конструирование - построить своими руками кроватку для куклы, положить куклу спать и спеть ей колыбельную песню.

 

Вторник 3 декабря.

1. Разучивание пословиц и поговорок о семье.

2. Дидактическая игра «Сложи картинку».

 

Среда 4 декабря.

1. Беседа: «Праздники в нашей семье».

2. Дидактическая игра: «Назови правильно».

 

Четверг 5 декабря.

1. Чтение стихотворения И. Муравейко « Я сама».

2. Просмотр диафильма К.Чуковского “Мойдодыр”- дать представление о том, что неряхой быть плохо, в доме должен быть порядок.

 

Пятница 6 декабря.

1. Рассматривание иллюстрации: «Домашние животные и их детёныши».

2. Объявление родителям о начале   фотоконкурса: «Моя семья».

 

Понедельник 9 декабря.

1. Беседа о прошедшем выходном дне.

2. Пальчиковая игра «Дом».

 

Вторник 10 декабря.

1. Чтение стихотворения Е. Благининой « Солнышко».

2. Аппликация «Ваза с цветами».

 

Среда 11 декабря.

1. Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2. Изготовление родителями атрибутов для сюжетно- ролевой игры: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».

 

Четверг 12 декабря.

1.Чтение рассказа Д.Грабе « Мама».

2. Дидактическая игра: «Мамины помощники».

 

Пятница 13 декабря

1. Загадывание загадок о членах семьи.

2. Обобщение результатов работы по фотоконкурсу: «Моя семья».

3. Чествование победителей.

 

Подведение итогов проекта.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя бол ее компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 45% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 80% в оценке результатов.

 Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 73% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями.

И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности. Мы не останавливаемся на достигнутом ,  продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих детей.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.

·         Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е.ВераксыМ.А.Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2010 г.

·         «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г.

·         «Твоя родословная» В.С.Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса,2000г.

·         интернет – ресурсы: презентации по теме

·         «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я.Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2010г.

·         «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление

Чтение художественной литературы: А.Барто «Купание». стихотворения Л. Квитко « Бабушкины руки», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», . Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»,Е . Благинина «Бабушкина забота»  « Солнышко» , А.Барто «Младший брат», «Младший брат», рассказа Д.Грабе « Мама».

·         русские народные сказки «Репка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

·         http://detsad-kitty.ru/shablon/58082-genealogicheskoe-derevo-semya.html

 

·         Стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки.