Разнообразный мир книг

Арсеньева Татьяна Александровна, учитель

МБОУ СОШ №70

г.Нижний Тагил


«Читать всего совсем не нужно;

нужно читать то, что отвечает

на возникшие в душе вопросы»

 Лев Толстой

 

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: обучающиеся медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Невозможно переоценить ту огромную роль, которая играет книга  в      духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период наиболее интенсивного становления личности – в детские годы.

При обучении младших школьников чтению стоит задача сначала вооружить их     механизмом чтения, а затем совершенствовать его навык, правильность, беглость, сознательность и выразительность. Сам процесс чтения литературного произведения остается ведущей деятельностью. С момента перехода от обучения чтению к обучению литературному чтению усложняются и расширяются цели и задачи, стоящие перед педагогом.

     Цель  учителя – это формирование  грамотных  читателей и приобщение детей к литературе. Грамотный читатель – это такой читатель, у которого сформирован тип правильной читательской деятельности.

Это понятие включает в себя владение как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Понятие «читательская деятельность» включает в себя умение воспринимать литературное произведение эстетически. А это значит – умение видеть и осознавать не только то, что написано, но и как написано. Необходимо учить умению видеть в книге и конкретного собеседника, слышать обращенную к тебе его речь, понимать ее, переживать и осваивать, чего без книги нельзя.

Необходимо уделять внимание воспитанию у наших детей правильной        образной речи, обогащать их словарь, учить понимать и чувствовать красоту языка подлинно художественных литературных произведений.

    «Как заставить ребёнка читать?» — такой формулировки совсем не должно быть. В этом словоупотреблении слышен исключительно негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чтение — это один из навыков ребёнка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

Момент, который определяет грамотного читателя – это знание книг и умение их самостоятельно выбрать. Эффективное значение имеет наличие библиотеки в классе, созданной учителем совместно  детьми. Следующий этап – систематическое посещение библиотеки,  сначала  классом, затем  и  индивидуально – в удобное для каждого ученика время и с личностно осознаваемой целью.

В нашем классе на данный момент реализован первый этап – создание библиотеки в классе.

На переменах дети с удовольствием проводят время за чтением книг. Для этого в классе создана специальная зона. Кроме того, при желании, там же можно сделать рисунки к прочитанному.

Также, в классе организуются минуты поэзии, которые посвящаются творчеству поэтов, любимым стихотворениям, определенной дате или временам года. Работая над лирическими произведениями,  дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть, выразительно читают. Тем самым у детей развиваются выразительные навыки, артистические способности.

Кроме того, дети ежедневно читают дома, ведут читательский дневник под контролем родителей.

  Все это позволяет ненавязчиво вводить обучающихся в разнообразный мир книг, будить интерес к книгам, создавать условия для осознания детьми своих личных возможностей при осуществлении читательской деятельности.

 

Для формирования у детей положительной мотивации обращения к книгам я соблюдаю и некоторые педагогические условия, например, веду  разъяснительную работу с родителями, даю им рекомендации,    как они могут  формировать интерес к чтению у детей.