Использование приемов мнемотехники

для развития речи детей дошкольного возраста

Фармагей Мария Николаевна, воспитатель

МАДОУ "Катюша"

г. Лабытнанги, Ямало-Ненецкий АО


Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицамипри заучивании текста.

Актуальность

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка

Проблема

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс я использую приём мнемотехники.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом,  весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

 

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

переход

Прошу педагогов, желающих поучаствовать в мастер-классе подняться на сцену. Предлагаю разделится на  2 группы.

Задание 1.Используя мнемоквадраты, сочинить сказку или рассказ и выложить его на флипчарте, записать на бумаге в виде текста. Выполняют задание

Здание для зрителей. Пока наши группы работают предлагаю вам (обращаюсь в зал) используя предложенные мнемотаблицы, вспомнить какое известное стихотворение зашифровано? Идут слайды задаются мнемотаблицы и зрители отгадывают стихотворение.

Такие приемы использования мнемотехники помогают воспроизводить информацию в работе с детьми это могут быть пословицы, поговорки, загадки, стихи ранее заученные

Задание 1 1.  Наши участники готовы представить сочиненные сказки, рассказы, но мы усложним задание вам. Группы должны поменяться местами теперь сочините рассказ по предложенной мнемотаблице другой группы. Один начинает, другой участник  продолжает. Зачитайте то вы сочинили,  обращаюсь  к другой группе. Так же  рассказывает следующая группа.

 

Или первой группе предлагается текст сказки, рассказа с помощью мнемоквадратов, необходимо выложитьмнемотаблицу к произведению.

Второй группе по мнемотаблице сочинить рассказ.

Заключительная часть

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Я использовала в мастер классе работу фокус групп, фронтальную работу с залом. На примере работы групп мы рассмотрели прием работысоставление рассказа, посредством преобразования символов в образы, и наши группы продемонстрировали возможность один и тот же символ обозначить разными образами.

На примере работы с залом были использованы приемы мнемотехники помогающие воспроизводить ранее заученные с детьми пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы, стихи.

 

Надеюсь, что данный мастер класс будет полезен коллегам.