Формирование правил поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре

Золотухина Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель

МБДОУ МО г. Саяногорск детский сад № 29 «У Лукоморья»

г. Саяногорск


Воспитание положительных нравственных качеств у дошкольников является приоритетным направлением в педагогике. Задачи программы музыкального развития также предполагают работу в этом направлении. Развитие аккуратности, исполнительности, уважительного отношения друг к другу возможно через ознакомление с музыкальными произведениями, разучиванием танцев, сценок.

Изучение правил поведения в процессе проведения музыкального занятия может присутствовать в любом виде деятельности, только формы воплощения будут разные.

Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?

В различных гимнастиках (артикуляционной, дыхательной, пальчиковой) правила поведения могут быть в тексте упражнений.

Например, пальчиковая гимнастика:

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Артикуляционная гимнастика:

 «Сказка о веселом язычке»

Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко.

(Открыть рот)

Потянулся к солнышку - поздоровался с ним. Потом поздоровался с травкой.

(Улыбнуться, открыть рот, поднять язык к носу, затем опустить вниз к подбородку)

Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

(Улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому)

Увидел Язычок, что погода хорошая, выбежал из домика, перелез через забор.

(Упражнение «Заборчик»: губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены)…

Каждое музыкальное занятие у нас начинается с приветствия.

Есть несколько разных форм приветствия, которые помогают изучить правила этикета - приветствовать друг друга при встрече. Самое простое - это пропевание слов приветствия«Здравствуйте»«Привет»«Доброе утро» и т.д. Можно импровизировать на основе музыкальных игр, например, музыкальная игра «Приветствие» (Дети под музыку двигаются по залу в разных направлениях, по окончанию музыки здороваются, можно детям предложить следующий игровой приём: поздороваться по-кошачьи, собачьи, как англичане и т. д.).

Кроме этого, мы можем знакомить детей с правилами этикета, через прослушивание музыкальных произведений. При прослушивании музыки детям можно предложить изобразить героев музыкального произведения в определённой ситуации. Например, при прослушивании «Ноктюрна» Ф. Шопена, дети изображают снежинки, прослушивая произведение второй раз. Можно попросить детей изображать «воспитанные снежинки», которые никого не толкают, пропускают вперёд, тем самым, закрепив тему «Правила поведения в общественных местах». Также работаем над другими образами, прослушивая разные музыкальные произведения.

При исполнении песен, кроме задач певческого развития, таких как - развитие интереса к певческой деятельности, желание слушать песни разных жанров и исполнять самостоятельно хорошо знакомые песни, овладение основными певческими навыками, а также навыками хорового пения, исполнение песни в соответствии с характером, содержанием, выразительными средствами можно реализовывать задачи по изучению правил этикета, используя произведения, в которых поётся о правилах поведения и положительных качествах. («Дружба крепкая» М. Пляцковский, Б. Савельев; «Песенка друзей» В. Быстряков, А. Вратаев. и т. д.). 

 Особое внимание хотелось бы уделить этикету в разделе музыкально-ритмические движения. Тут, как и в песенном творчестве, можно рассмотреть две составляющие. Работа над правилами поведения во время танцев. Под этим понимается приучение детей к культуре танца (приглашение на танец, культура движений во время танца, правильное расположение во время танца, сохранение рисунка танца). При работе над парными танцами особое внимание уделяется гендерному аспекту. Роль мальчика и роль девочки в танцах неоднозначна. Кроме разных движений дети знакомятся с общепринятыми в обществе правилами поведения. Мальчик приглашает девочку на танец - провожает её, мальчик «ведёт» девочку по кругу и так далее.

Работа над образом танца - это вторая составляющая. Характерные образы, которые мы исполняем во время танца бывают положительными и отрицательными, так через эмоциональную сферу мы побуждаем детей задумываться о поступках образа («Ой, ля, ля – завтра грабим короля….»). В дальнейшем, дети учатся себя вести в соответствии с нормами социума.

В понятии «коммуникативные танцы» основополагающим является этикет. Дети учатся общаться, дружить, взаимодействовать друг с другом. Взаимодействовать не только с теми детьми, которые нравятся, но и с теми, которые не очень приятны.

Коммуникативные танцы-игры это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

С родителями во время праздника для закрепления этических норм как одну из форм работы можно использовать игру «Весёлый чемоданчик». Это набор предметов, которые помогает поддерживать своих детей во время праздников, развлечений, не вставая с родительского места«улыбка» на палочке, весёлое сердечко из бумаги или картона, серпантин, конфетти, надувные язычки, забавные носы на резинке, смешные усики, рожки на пластмассовых ободках, парики и многое другое. Всё зависит от тематики праздника. Кроме того, родителям можно поручить создавать звуковые эффекты: имитировать стук дождя, грома, сигналить маленькими зеркальцами, имитируя блеск сокровищ.

 

Очень важно соблюдать этические нормы, как детям, так и взрослым, использование музыкального материала для изучения этических норм наиболее эффективная форма работы с детьми, так как усвоение материала происходит при помощи воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.