Организация образовательного процесса в режимных моментах с опорой на предметную среду

Фрицковская Марина Даниловна, воспитатель

БДОУ "Литковский детский сад"

Омская область, Тарский район, с. Литковка

 


Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Важное значение для здоровья и благополучного развития ребен­ка имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствова­ния, прогулок, проведения гигиенических процедур. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с детьми. Их нужно использовать для установления до­верительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребенком. В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком, взрослый называет предметы и действия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопро­сы, рассказывает стишки. Все это способствует познавательно-речевому развитию ребенка. В группах раннего возраста в процессе умывания, одевания, приема пищи ма­лыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Постепенно ребенок учится самостоятельно умывать­ся, одеваться и пр. Участвуя вместе с воспитателем в повседневных де­лах, следуя примеру взрослых, малыш приобретает социальные навыки. Проводя ежедневные процедуры, очень важно, чтобы воспитатель создавал до­брожелательную атмосферу сотрудничества.

Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для развития в разных видах деятельности.Организовать режимные моменты, провести игру, успокоить не в меру расшалившихся детей и т. д. невозможно без предметно - пространственной среды, которая несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка - она воспитывает и развивает его. Очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей -  каждый вид игрушек, предметы, дидактический материал стимулирует развитие тех или иных способностей.

Гибкость и трансформируемость в использовании пространства являются одним из главных требований к организации предметной среды. Детские стульчики и столы незаменимы в создании пространства игры. Возможность свободного использования детской мебели, мягких модулей и тканей – незаменимый опыт самостоятельного творческого преобразования действительности.

Во время утреннего приемавоспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.Для этого систематически меняет интерьер групповой комнаты, вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.

Наши группыоформлены и подобран материал, соответствующий возрасту детей и использующийся активно в режимных моментах. Например,  в группе раннего возрастаподобранны игрушки, соответствующие персонажам из потешек, сказок.В утренние часы, когда идет прием детей, универсальная игрушка является незаменимым элементом – мы читаемпотешку про петушка, киску или другую  наиболее понравившуюся игрушку, рассматриваем ее, показываем глазки, ушки, хвостик и т. д. Так же подобраны книжки с фольклорными произведениями, иллюстрации к потешкам, сказкам, что позволяет детям не только слушать, но и рассматривать красочные картинки, побуждая тем самым вспомнить знакомую потешку и рассказать ее.

Утреннюю гимнастику мы проводим в нетрадиционной форме, что позволяет детям с большим желанием ее делать. Оформленный центр «Театрализованной деятельности» помогает нам в этом. Чтобы побудить малышей к двигательной активности мы сначала с ними встречаем солнышко:

Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошко,

Ждут тебя детки,

Детки – малолетки.

Здороваемся с ним. Проводим игру «Встало утром солнышко…». Затем загадываем детям загадку: «Кто утром рано встает, деткам спать не дает?». Дети отгадывают и находят петушка на крыше домика, предлагаю и с ним поздороваться и прочитать петушку потешку «Петушок, петушок, золотой гребешок…». Продолжая утреннюю зарядку, дети ходят как петушки – высоко поднимают ноги и машут крылышками.

Малые фольклорные формы, произнесённые  от лица сказочного героя, помогают детям неосознанно усваивать культурно-гигиенические навыки, например, Лягушка – квакушка вызывает желание с удовольствием мыть руки. Или, чумазая кукла, которая не знает, что такое мыло и полотенце, побуждает детей целенаправленно использовать предметы личной гигиены. Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у них положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаемпотешками. Немаловажным значением является алгоритм умывания, который фиксируется в туалетной комнате.

При организации завтрака следует обращать внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, давать оценку детям-дежурным (одежда: колпак, фартук). В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Можно вспомнить знакомые стихи, потешки. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.

В процессе еды воспитатель постоянно контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Организация пространства определяется его назначением: что могут делать дошкольники на участке. Каждая деятельность требует специальных условий и оборудования. Дети должны быть вовлечены в озеленение участка для развития основ экологического сознания. Оборудуется пространство для свободной игровой деятельности. Для сюжетной игры требуются домики или укрытия. Хорошо, если есть возможность самостоятельного строительства домиков из подручных материалов (картонные коробки). В наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.

Период подготовки ко сну должен быть спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки, спокойная классическая музыка. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, после подъема организуются гимнастика, закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой и родителями воспитанников. Используются массажные дорожки, коврики с разным покрытием.

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания,  а воспитатель помогает им при необходимости. Опорой может стать игрушка – персонаж (кукла, мишка), которая следит за правильностью одевания, делает при необходимости «замечания», хвалит детей за старания. Закрепление данных навыков возможно  при использовании дидактического материала «Шнуровка», «Пуговицы», «Развивающий куб» и т. д.

Вообще в младшем и среднем дошкольном возрасте режимные моменты, игровую деятельность следует максимально насытить персонажами народных сказок, потешек.

Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у ребенка есть необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы способы действия.Правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. 

Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому воспитатели в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.

 

Список литературы

1.                Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.

2.                Абдулаева, Е.Организация игры с игрушками – персонажами // Дошкольное воспитание. -  2013. - № 12. С. 38 – 46.

3.                Смирнова, Е.О. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». -  2010. – 103 с.

4.                 Тюлякова, С. Образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов. - http://www.maam.ru/detskijsad/obrazovatelnaja-dejatelnost-detei-v-hode-rezhimnyh-momentov.html (дата посещения: 13.01.2013)

5.                Чеховская, Л. А., Конспект ОД в режимных моментах в подготовительной группе по теме «Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». «Детский сад № 23», г. Ковров Владимирская область. - http://ped-kopilka.ru/blogs/chehovskaya-larisa/obrazovatelnaja-dejatelnost-v-rezhimnyh-momentah.html (дата посещения: 13.01.2013)

 

6.                Смирнова, Е., Соколова, М. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ // Дошкольное воспитание. -  2013. - № 2. С. 93 – 99.