Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Гладких Анастасия Сергеевна, учитель музыки

МБОУ СОШ № 50

г. Новосибирск


  “Музыкальное творчество детей –

самый действенный способ их развития”.

 (Б. В.Асафьев)

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В настоящее время интересы детей обращены к компьютерам, игровым приставкам, мобильным телефонам, просмотру телепередач и видеофильмов. Дети становятся равнодушными, инертными, они мало читают, мало бывают на концертах, меньше общаются друг с другом. Проанализировав эту ситуацию, я пришла к выводу, что нужно разбудить интерес ребёнка к самому себе, сделать творческую деятельность потребностью, развивать творческие и личностные способности детей, расширять их кругозор.

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, безусловно, одно из первых мест среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Поэтому выявление творческих способностей учащихся и работа над их развитием на уроках музыки и во внеурочное время является для меня приоритетным направлением и наиболее перспективным.

Актуальность  выбранной темы объясняется тем, что она направлена на реализацию государственной «Концепции художественного образования в РФ». Особое внимание в этом документе уделено повышению роли художественного, в том числе музыкального образования в формировании духовно-нравственной, творческой и культурной личности.

         У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

 Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально-значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.

Чтобы достичь желаемого результата в развитии творческого потенциала учащихся, надо создать условия для успешного развития творчества учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка.

Урок музыки – это урок искусства. Каким мне видится этот урок? Конечно же, творческим. Этот урок должен способствовать решению главной задачи: на уроках музыки не только давать детям знания, умения и навыки, но и создавать условия для развития и повышения уровня креативности детей через систему творческих заданий. С помощью ИКТ я создаю разработки наглядных материалов и заданий креативного типа: различные карточки, пособия, тесты, буклеты, мультимедийные презентации и слайдшоу. Все это призвано разнообразить жизнь школьника, развить его внутренний мир и определить пути успеха.   

Так же существуют другие задачи:

·   максимально развить гармоничную личность;

·   приобщить к искусству и осознать неразрывную связь между различными его видами;

·   выработать ассоциативный вид мышления и воображения;

·   помочь сформировать положительный духовный опыт;

·   пробудить и развить чувство доброты, сердечности, сопереживания к окружающим.

Исходя из этих задач, на своих уроках я применяю разнообразные методыиформыработы.Так, при изложении нового материала, я использую диалогические формы работы, методики и материалы, построенные на интеграции различных культур, методы стилевого подхода и проблемного обучения, а так же творческий метод.Для того, чтобы все школьники были вовлечены в совместный творческий процесс и учились самостоятельно добывать знания, я практикую методы ассоциативного восприятия, звуковой аналогии, двигательного уподобления, эмоциональной драматургии и зрительной наглядности.Использование метода импровизации и сценического движения позволяет мне поднять исполнительское мастерство детей на более высокий уровень, научить их держаться на сцене во время внеклассных мероприятий.Метод художественно-творческого и образного моделирования активизирует воображение и креативное представление учащихся. Также я использую арт-терапевтические методы, которые способствуют гармонизации личности школьника с природной и социальной средой. С их помощью я учу школьников чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, выявлять характерные особенности своего голоса, а через него – свою неповторимую индивидуальность.

В процессе выявления и развития креативного потенциала учащихся предусматриваю различные формы учебных занятий:

типовые уроки, включающие в себя объяснения и практическую деятельность;

комплексные уроки (музыкальное рисование, цветовое и словесное моделирование, написание творческих работ, игра, импровизация).Немыслимо сегодня для меня проводить урок музыки без тесной связи с другими предметами и видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт мне безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным. И это не просто межпредметные связи или интеграция в подаче материала, а синкретизм, когда музыка, пение, поэзия, танец, театр не отделены друг от друга. А сочетание всех этих видов деятельности – это и есть искусство. А что такое искусство для ребёнка? Это – жизнь. А музыка и жизнь – это и есть генеральная тема, сверхзадача школьных занятий. И чем больше будет жизненных связей музыки обнаружено на уроке, тем более прочно будет музыка входить в сознание ребят.

На занятиях мне удаётся результативно использовать такие формы работы, как фронтальную, индивидуальную и  групповую. Стараюсь уделить внимание каждому школьнику и так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы все оказались вовлечёнными в процесс творческой деятельности.

Использование в моей учебной деятельности таких  традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения, на мой взгляд, повышает интерес учащихся к предмету, способствует формированию навыков и практических умений, воспитывает уверенность в своих креативных возможностях, даёт школьникам импульс для поиска, позволяет пофантазировать и испытать радость творчества. Это особо актуально в связи с тем, что дети в наше время максимально подвержены влиянию стрессовых ситуаций, а так же обусловлено повышением тревожности, агрессивности и психосоматических заболеваний у детей, о чём свидетельствует современная статистика. Я считаю, что музыкально-творческая деятельность на уроках музыки даёт детям возможность снять психологическое напряжение или наоборот, активизировать чрезмерно заторможенную эмоциональную сферу. Творческое восприятие музыкальных произведений приобщает учащихся к мировому культурному наследию, расширяя их кругозор, а, значит, делая их духовно богаче в целом.

   Необходимым условием своей работы считаю наблюдение за динамикой учебных достижений, овладением творческими умениями на уроках музыки. Это осуществляется с помощью беседы с учениками на разные темы, что позволяет составить представление о кругозоре школьника, его интересах и умении общаться. Диагностические контрольные задания, письменные формы опроса, среди которых наиболее актуальной является анкетирование, помогают мне составить сравнительный анализ промежуточных результатов в процессе работы, с целью своевременной необходимой корректировки некоторых недостаточно детально разработанных методологических аспектов.

Творческие способности учащихся я развиваю не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности.Форма различная: тематические мероприятия, концерты, фестивали, конкурсы. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. В школе мною организованы  вокальные студии. К каждому выступлению стараемся подойти творчески: от продумывания костюмов до исполнительского мастерства. Награда за труд – призовые места в конкурсах и фестивалях различных уровней. А это приносит большую радость детям.  Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность. 

 

“Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)