Разноцветные ежата

Саламаткина Марина Алексеевна, воспитатель

МДОУ "Детский сад комбинированного вида №61"

Раменский г.о.


     Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому в нашей группе "Радуга" особое внимание мы уделяем данной проблеме, а  за основу мы взяли долгосрочный информационно -  практико – ориентировочный проект «Разноцветные ежата», который ориентирован на использование Су-Джок терапии для развития речи детей.   Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно -  практико – ориентировочный: дети собирают  информацию и реализуют её через полную интеграцию образовательных областей: физкультурно-оздоровительного воспитания с художественной литературой, музыкальным воспитанием, физическим и речевым развитием, самовоздействуя на весь организм в целом.

Основание для разработки проекта: внедрение инновационных методов с детьми. 

Проект проводится внутри детского сада с детьми второй младшей группы.

По продолжительности проект: долгосрочный с (сентябрь 2020г. – май 2021г.).

Актуальность:

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

В настоящее время появилась возможность использования в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. 

Цель:  развитие речи с помощью использования Су – Джок терапии, повышение  иммунитета.

Задачи:

Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок. Стимулирование речевых зон коры головного мозга. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи. Развитие речи с движением. Повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников.

Ожидаемые результаты

Произойдет воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок. Стимуляция речевых зон коры головного мозга. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи. Скорректируется речь с движением.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует развитию речи у детей.

Основной этап 

Внедрение Су – Джок терапии в режимных моментах:

Понедельник:

Утренняя гимнастика

 И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке массажер.

1-руки развести в стороны;

2-Руки поднять вверх и переложить массажер в другую руку;

3-руки развести в стороны;

4-опустить руки.

 Автоматизация звуков

  Дети катают массажные шарики между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [c]: «На сосне сидит сова, говорит она слова...»

  Пальчиковая гимнастика

 «Этот пальчик гриб нашёл (на большой палец), этот пальчик чистить стал (указательный), этот резал (средний), этот ел (безымянный), ну этот всё глядел (мизинец)». (Поочередно надевая эластичное кольцо на каждый палец)

Вторник:

  Совершенствование лексико-грамматических категорий.

 Упражнение "Один-много".

 Педагог катит шарик по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие внимания, памяти.

 Дети выполняют инструкцию взрослого: надеть колечко на мизинец правой (левой) руки и т.д.

 Ребёнок закрывает глаза, взрослый одевает колечко на любой его палец. Ребёнок должен назвать, на какой палец одето колечко.

Пальчиковая игра «Черепаха» 

(у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала

 на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней)

Среда:

Развитие цветовосприятия

Дидактическая игра «Разложи шарики по цвету»

Совершенствование лексико-грамматических категорий.

 Упражнения "Назови ласково", "Скажи наоборот" ( дети проговаривая слово прокатывают шарик между ладоней и передают соседу)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

 Упражнение выполняется сначала

на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

Четверг:

 Совершенствование навыков употребления предлогов.

 По инструкции педагога ребёнок кладёт разноцветные шарики соответственно: в коробку, под коробку, около коробки. Затем наоборот - ребёнок должен описать действие взрослого.

Развитие цветовосприятия

Дидактическая игра « Сделай разноцветные шарики и назови их»

Пальчиковая игра «Ёжик»

 Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су Джок между ладонями).

Пятница:

 Звуковой анализ слов.

 Для характеристики звуков используются массажные шарики трёх цветов: красный, синий, зелёный. По заданию педагога ребёнок прокатывает между ладоней соответствующий обозначению звука шарик.

 Автоматизация звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Паша, (на большой палец)

Этот малыш-Саша, (указательный)

Этот малыш-Гоша,    (средний)

Этот малыш-Алеша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Артёмкой друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Катюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Даша,   (средний)

Эта малышка-Маша,   (безымянный)

А меньшую зовут Глаша.   (мизинец)

Сказка «Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

 По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

 (шарик между ладошками)

 Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

 Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

 (движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

 (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Вывод:

По истечении проекта у детей повысилась речевая активность- это проявилось в  разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играмлексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.

После применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.

 

 

 

Используемая литература:

1. Акименко В. М.Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 

2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

3. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Ребенок в детском саду – 2001. – № 12.

4.Змановский, Ю. Ф.Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9.

5.Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38Акименко В. М.Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 6. Берестнева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. –М: ТЦ. Сфера, 2008.

7.Крупенчук О. И.Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. – Литера. 

8. Нежина, Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4.

9. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208

10. Веселова Л. И. Физкультурные развлечения // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 5.

11. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Ребенок в детском саду – 2001. – № 12.